Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что институт Президента учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Исходя из формы правления, порядка формирования высших органов государственной власти, сроков их полномочий и связи с народом, а также степени участия народа в их формировании государства делятся на монархии и республики.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с полномочиями Президента РФ.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие полномочия Президента РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение полномочий и роли Президента России в деятельности государственного аппарата.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть президентскую власть и государственный аппарат;
• исследовать правовой статус Президента России;
• изучить полномочия Президента по внутренним функциям государственного аппарата;
• проанализировать полномочия и взаимодействие Президента с государственным аппаратом;
• исследовать ответственность Президента как главы государственного аппарата и позитивную ответственность Преидента.
Структура работы: введение, две главы, заключение и списка источников.
1. Общиположения о полномочиях Президента РФ
1.1. Президентская власть и государственный аппарат
Российская специфика Президентской власти сложилась лишь в силу гипертрофированных властных полномочий главы государства, а не особого характера этого института. Несмотря на принятый в западных исследованиях термин «институт Президентства», отечественная практика, исходя из статуса и полномочий Президента Российской Федерации, использует термин «институт Президента». Это не вполне логично в силу определенной субъективизации данного института. Однако представляется, что особый характер института Президентства в России вызван лишь исторически сложившимся статусом главы государства в период правления Б.Н. Ельцина, под которого и писалась действующая Конституция, а не практикой существования института Президентской власти вообще.
В соответствии с конституционным положением Президент России является главой государства. Следует отметить, что понятие «глава государства» однозначно не определено ни нормативно, ни теоретически. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Обычно главой государства принято именовать лицо, воплощающее в себе представление о данном государстве как во внутренних его делах, так и в международных отношениях.
Возложение на Президента РФ обязанности гаранта Конституции означает, что он призван действовать не только как особый политический институт, но и нормативно усиливает его персонификацию, что, безусловно, является его важной характеристикой именно как субъекта государственной власти. Надо указать на то, что это соответствует образу «русской власти», предполагающей такое ключевое качество, как персонифицированность, которая «обязательно предполагала определенного ее носителя (в отличие от этого на Западе власть имеет абстрактную природу - отделена, независима от правителя, не является ее личной прерогативой)».
Однако речь в данном случае не может идти о режиме исключительной власти как доминирующем виде политико-властных отношений, поскольку гарантией от установления такого режима служит сама конституция государства. Проблема заключается в выявлении политического потенциала института Президентства - одного из ключевых элементов государственной власти, представляющего интересы не только всего общества, но и выразителя идей и ценностей государства в рамках этого общества. В этих условиях умение главы государства не связывать себя с той или иной политической силой или интересами отдельного социального слоя, быть олицетворением конституционализма в России приобретает особое значение.
Фактическое возвышение Президентской власти над классической триадой (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) не только отражает реальную роль Президента РФ, но и выступает в условиях России ее системообразующим фактором, способным определить не только ее рациональность, но и возможность фактического существования и динамики вообще. Многие ученые, с которыми следует согласиться, весьма негативно относятся к тому факту, что именно глава государства, а не Конституционный Суд объявляется гарантом Конституции. Это противоречит ключевой идее конституционализма - политического паритета: исключается политическая «противосила» - парламент и соответственно нивелируется роль института конституционного контроля.
Практика последних лет позволяет говорить о становлении Президентской власти как особой самостоятельной институциональной системы. Реальным центром выработки и реализации решений стал формально исполнительный орган - Администрация Президента Российской Федерации, которая в Конституции страны упомянута всего в одной фразе как, по сути, чисто технический орган, обеспечивающий работу Президента России. Существующая структура Администрации Президента России не только во многом копирует структуру бывшего Центрального комитета КПСС, но и осуществляет ключевые функции политического управления.
Президент России, как того требует логика смешанной (или полурезидентской) республики, является институтом, предназначенным, во-первых, для традиционного олицетворения завершенности государственной конструкции - «высший представитель государства и символ нации»; во-вторых, для охраны конституционного строя, государственного суверенитета, целостности страны; в-третьих, для независимого политического арбитража.
Именно в третьей функции состоит преимущество модели смешанного типа. В государствах с развитыми традициями компромиссов, со стабильной политической системой, с устоявшимися и доминирующими в обществе демократическими ценностями политические кризисы и конституционные тупики особой опасности не представляют. В государствах же, где таких традиций и такой системы еще нет, подобные кризисы могут привести к весьма опасным последствиям. Поэтому миротворческая, стабилизирующая роль Президента тут неоценима.
1.2. Правовой статус Президента России
В правовом статусе Президента РФ как главы государства явно видны определенные признаки верховенства его правового статуса в разных сферах деятельности. Понятно, что таким верховенством, о котором мы писали применительно к Императору Российской Империи или Верховным Советам СССР и РСФСР, Президент РФ не обладает. Тем не менее это единственный орган государственной власти России, который избирается «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81 Конституции). То есть он получает властные полномочия от носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Данное обстоятельство является определяющим в выделении признака верховенства статуса Президента РФ и определении его места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Именно поэтому с Президента ст. 11 Конституции РФ начинает перечисление органов государственной власти. А среди ее глав, посвященных закреплению правового статуса органов государственной власти РФ (главы 4 - 7), глава, посвященная Президенту РФ, также первенствует. Это именно первенство государственной власти, которое выражается в том, что Президент РФ, в отличие от органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих свои полномочия в соответствующих сферах, как глава государства наделен полномочиями в отношении Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и в отношении органов судебной власти (он принимает участие в формировании других органов государственной власти, координации и т.д.). Президент РФ по сравнению с другими органами государственной власти (но не по отношению к таким источникам права, как Конституция РФ и федеральные законы) обладает некоторыми другими признаками верховенства.
В сфере нормотворчества его указы по юридической силе уступают только Конституции РФ и федеральным законам, а в отношении самих федеральных законов он наделен правом вето и правом законодательной инициативы; он вправе отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. ст. 90, 85, 115 Конституции). Представляется, что реально верховенство Президента РФ в сфере нормотворчества благодаря государственному режиму может как осуществляться в более широких пределах, так и сужаться.
Расширение возможностей верховенства Президента РФ в нормотворческой сфере реально может иметь место и в тех случаях, когда речь идет о выполнении им функций гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). А также в выполнении обязательств присяги, которую Президент России приносит народу при вступлении в должность (ст. 82 Конституции).
Признак верховенства в конституционно-правовом статусе Президента РФ дает ему право, в соответствии с Конституцией РФ, с той или иной степенью самостоятельности участвовать в формировании других органов государственной власти (назначать дату выборов и распускать Государственную Думу, назначать Председателя Правительства РФ, а по представлению последнего - назначать (и отстранять от должности) заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда Российской Федерации и др.).
Президент РФ наделен ст. 89 Конституции правом помилования, которое в определенном смысле является надправовым и надзаконным.
Следовательно, Президент России, в соответствии с конституционными положениями о нем, наделен определенными признаками верховенства власти, которые позволяют ему доминировать как по отношению к другим органам государственной власти, так и в сфере нормотворчества, принимать участие в формировании других органов государственной власти, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в других вопросах. Что существенно отличается от положения главы государства в развитых европейских странах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 30 декабря.
6. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617.
7. Статья 19 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
8. Указ Президента РФ от 21.09.1993 N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 27.09.1993.
9. Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 01.11.1993.
10. Указ Президента РФ от 29.10.1993 N 1797 "Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления" // Российская газета, N 205, 03.11.1993.
11. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.12.1993, N 52, ст. 5071.
12. Указ Президента РФ от 21.03.1994 N 557 "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления" // Российская газета, N 54, 23.03.1994.
13. Указ Президента РФ от 11.06.1997 N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, N 24, 16.06.1997, ст. 2741. Утратил силу.
14. Указ Президента РФ от 15.10.1999 N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5011.
15. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 28 сентября.
16. Распоряжение Президента РФ от 05.06.2012 N 256-рп "Об утверждении Положения о делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы" // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, N 24, ст. 3173.
17. Проект Федерального закона N 280514-3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; распоряжение Президента РФ от 31 декабря 2002 г. N 622-рп "Об официальном представителе Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П // Собрание законодательства РФ, 02.07.2001, N 27, ст. 2804.
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 10-П // Российская газета. 1996. 5 мая.
20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 11-П // Российская газета. 1996. 15 мая.
21. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 20 – 25.
22. Безруков А.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 2015. С. 193.
23. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. С. 92.
24. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
25. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
26. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
27. Гунич С.В. Ответственность Президента Российской Федерации как основа функционирования системы органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 3. С. 30.
28. Дробот С.Е. Президент РФ и Федеральное Собрание: некоторые аспекты разделения и взаимодействия властей в законодательной сфере // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 8. С. 25.
29. Заикин С.С. Незаметная конституционная поправка, или Зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 6. С. 21 - 47.
30. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. N 3. С. 10 - 14.
31. Кравец И.А. Российский республиканизм и проблема разделения властей // Право и политика. 2016. N 1(193). С. 28 - 39; Краснов М.А. "Нейтральная власть" Б. Констана и "президентский арбитраж" Ш. де Голля // Государство и право. 2017. N 6. С. 60 - 69.
32. Мильков А.В. О несостоятельности концепции двухаспектной юридической ответственности // Закон. 2016. N 6. С. 152 - 164.
33. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7 – 11.
34. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 54 - 58.
35. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 8 - 13.
36. Рунец С.В. Публично-правовая ответственность главы государства // Бизнес в законе. 2010. N 3. С. 11 - 12.
37. Чепус А.В. Теория позитивной юридической ответственности: Монография. М.: Проспект, 2016.
38. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 141.
39. Чиркин В.Е. О части 1 ст. 105 Конституции России и аналогичных формулировках зарубежных конституций // Журнал российского права. 2017. N 11. С. 5 - 14.