Фрагмент для ознакомления
2
На сегодня политика образования государства в приоритетных задачах ставит поиск детей, которые обладают выдающимися способностями, обеспечение их в процессе сопровождения и поддержки. Об этом говорят федеральные документы (программы), ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Получение ответа на вопрос о том, как выявить, обучить, развить, обеспечить сопровождение, поддержку одаренного ребенка, применяя управленческие механизмы, предполагает создание модели управления с одаренными детьми на разных уровнях. Предполагается локальный уровень (институциональный), муниципальный и региональный, когда принимаются во внимание цели, задачи и направления деятельности, созданные на уровне государства.
Перечислим важные моменты, которые следует учитывать при создании управленческой модели:
1) Основной процесс деятельности и его основные участники: одаренный ребенок, педагог и родители.
2) Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по сравнению с нормой по возрасту и социальной нормой развития своих способностей. Это проявляется в определенной предметной области.
Многие факторы определяют – смогут ли способности ребенка реализоваться в деятельности, или потенциал ребенка не будет реализован. Об этом говорится в Рабочей концепции одаренности.
Поэтому важно учитывать такие предпосылки достижений одаренных детей, как мотивация и саморегуляция. Поскольку у части одаренных детей есть несоответствие их способностей и реальных достижений, часто это инициирует личностные проблемы.
Для формирования основного процесса деятельности – образовательного – управление которым важно грамотно обеспечить, важное значение принадлежит характеристике типов одаренности по содержанию деятельности, в которой ярко раскрываются способности одаренного ребенка.
Принимая во внимание специфику одаренного ребенка, надежды его родителей и педагогов, которые с ним работают, модель управления создается на основе коммуникации субъектов деятельности в образовании, формируется особая среда в условиях неформальной – социально-педагогической управленческой системы.
При создании модели управления организации работы с одаренными детьми следует анализировать управление как формирование условий для развития организационной культуры образовательной организации, где возможна встреча «смыслов» одаренных детей, их родителей и педагогов.
Поэтому управление процессом работы с одаренными детьми принимает во внимание факторы развития одаренности: духовные ценности, среду развития, требования и характер деятельности.
Эта система, где взаимодействие субъектов является ценностным свойством, отвечает базовой идее и технологии сопровождения одаренных детей в системе образования на различном уровне. Ведь система сопровождения, с точки зрения Е. А. Александровой, это «комплекс профессиональных деятельностей субъектов образовательной системы, направленных на выявление индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся, и построения на их основе индивидуальной образовательной стратегии» .
2 Специфика реализации индивидуальной образовательной стратегии в образовательного маршрута в развитии одаренного ребенка
Механизмом реализации индивидуальной образовательной стратегии является индивидуальный образовательный маршрут и траектория одаренного ребенка. В таком случае важно реализовывать переход от позиции взаимного содействия к позиции самостоятельного действия со стороны ребенка, что представляется возможным при условиях предоставления возможности ребенку выбирать способы решения возникающих проблем образовательного и жизненного характера.
Так ребенок признается субъектом, а не объектом деятельности. Выбор ведущей технологии сопровождения одаренного ребенка связан с важностью решения созданных ситуаций-проблем на основе способности одаренного ребенка трансформировать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школьных технологий, 2016.
2) Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С.46-68
3) Курасов Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 3. С. 52−58. doi: 10.15507/Inted.080.019.201503.052
4) Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева. – М.: РОССПЭН, 2015. – 168 с.
5) Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации / под ред. А. В. Золотарёвой. – Ярославль: Изд‐во ЯГПУ, 2011
6) Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
7) Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.
8) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40