Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современное общество существует и функционирует в условиях интенсификации информации. При обильном и объёмном потоке сведений из различных источников сложно отделить правдивые сведения от ложных, новости и естественную информацию от пропагандистского контента. Более того, большая часть современного общества не задумывается над этим, для неё не характерно применение аналитических способностей при восприятии информации и критическое её осмысление. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что большая часть современного общества продолжает черпать информацию из традиционных средств массовой информации. В частности, речь идёт о телевидении, которое является самым удобным источником получения сведений: их не нужно искать, читать, анализировать. Эту работу уже выполнили ведущие телепередач, информация подносится телезрителям в готовом виде: найденная, отобранная и проанализированная. Телезрители, как правило, безоговорочно верят в её правдивость, не подвергают критическому анализу и не пытаются найти альтернативные точки зрения.
То же самое происходит и в политике. Избиратели голосуют за кандидата, не как за реального человека, а за искусственно созданное представление об этом кандидате, за политический бренд. Одной из таких технологий воздействия на массовое сознание является пропаганда, изучение которой сейчас представляется крайне актуальным, поскольку не до конца изучены механизмы и способы влияния на сознанием реципиентов в коммуникации.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса пропаганды и коммуникации.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности, технологий пропаганды.
2) Описание примера пропаганды Германии во время Великой Отечественной войны.
1 Сущность пропаганды
1.1 Термин «пропаганда»: возникновение и эволюция
Термин «пропаганда» был введён католической церковью в 1622 году и произошёл от латинского слова «propaganda», означающего «вера, подлежащая распространению». Под «верой» может подразумеваться абсолютно любая информация, в правильности которой необходимо убедить массы. Не имеет значения научное ли это знание, система взглядов или идеология.
Термин «пропаганда» получил широкое распространение в XX веке, при его помощи описывали тактики и методы убеждения, которые использовали в ходе Первой мировой войны и в последовавших на ней тоталитарных странах. В то время пропаганда определялась как распространение пристрастных идей и мнений, часто с помощью ложной информации.
Позже ученые пришли к выводу, что пропаганда использовалась не только в преступных целях. Существует несколько подходов к пониманию пропаганды .
По мнению Г. Лассуэлла, пропаганда – это управление коллективными установками посредством манипулирования значимыми символами. Основная функция пропаганды – устранять социальную дезорганизацию путём убеждения и аргументов, а не насилия и тирании. Демократия, по его мнению, провозгласила диктатуру демагогии, а диктатором – пропаганду. Также Г. Лассуэл отличает понятия просвещение и пропаганда. По его мнению, просвещение направлено на объяснение научных истин, языковых правил, техник искусства и ремесла. А пропаганда направлена на искусственное создание оценочных диспозиций и установок в общественном сознании .
Американские социальные психологи Р. Крачфилд и Д. Креч придерживаются определения пропаганды, данного американским психологом У. Байдлом: под влиянием пропаганды каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений .
Э. Аронсон и Э. Р. Пратканис описывают историю происхождения пропаганды и отношение к ней, сформировавшееся в Европе. В 1622 году после неудачи религиозных войн католической церковью была создана организация Sacra Congregatio de Propaganda Fide (Священная конгрегация пропаганды веры), целью которой было распространение католической религии по миру с целью добровольного принятия его людьми.
Таким образом, слово пропаганда приобрело положительный оттенок, схожий с понятиями «просвещение» и «образование» в католических странах и отрицательный оттенок на протестантских территориях.
Инструментами пропаганды являются использование образов, лозунгов и символов, обращенных к предрассудкам и эмоциям общества.
Э. Бернейс определяет пропаганду как современное воздействие правящего меньшинства на массы, при помощи которого правящая элита формирует мнение масс и направляет её силы на стоящие перед элитой цели. При этом массовое просвещение и образование не выполнили стоящие перед ней цели и не сделали людей критически мыслящими. При их помощи массы обрели лишь набор штампов, клише и стереотипов, которые облегчают проведение пропагандистских кампаний .
Л. Войтасик также отмечает, что пропаганда является важнейшей технологией регулирования общественных отношений, осуществляющаяся
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QF jAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh 4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 10.05.2020.
2) Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. 1985.№ 2.С. 12 – 23.
3) Барский Л. А. Корни и лики террора: историко-публицистический детектив. — М.: Издательство ЛКИ, 2013. — 332 с.
4) Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 10.05.2020
5) Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30-50-х годов // Образ врага / сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. М.: ОГИ,2005. С. 191 – 229.
6) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981.
7) Политтех. Идеология, пропаганда и агитация. – [Электронный ресурс]. – URL: http://polittech.org/2013/08/16/ideologiya- propaganda-i-agitaciya/. Дата обращения 10.05.2020.
8) Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980
9) Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631