Фрагмент для ознакомления
2
2.Учение Шан Яна
У истоков рассматриваемого учения находился Шан Ян, чиновник вана царства Цинь Сяо-Гуна. «Для усиления царства Цинь и для возвращения ему утраченной гегемонии над соседями Шан Ян предложил не очень-то считаться с прежними традициями, восхваляющими нравственные добродетели древних правителей, а провести радикальную реформу принципов общественного устройства. Шан Ян свои реформы явно направлял против конфуцианцев, отрицающих зако». Однако если Конфуций знал, что такое закон (то есть, одинаковые права и обязанности всех перед законом), однако никак не мог согласиться с этим, тогда как Шан Ян законом обозначал нечто непривычное нам. «Его реформа состояла в таких положениях, как:
1. В государстве вводятся законы. Закон должен быть доведен до общественности, однако обсуждать его и хвалить по данному поводу запрещено, так как может возникнуть впечатление, как будто население оказывает влияние на сам закон, либо на мотивы его создания».
«Закон, по мысли Шан Яна, должен снисходить на поданных как нечто беспрекословное, которое не поддается общественной оценке и требует от поданных незамедлительного подчинения. Закон «по-китайски» однако не предполагал правового оформления прав и обязанностей абсолютно всех людей (либо части из них) по отношению к государству, он был похож на некие служебные инструкции, которые предписывали конкретному должностному лицу что необходимо делать, иныче грозит наказание». Уже в самом понимании закона Шан Яном можно увидеть принципиальное отличие закона на Востоке от такого же закона в средневековой Европе.
2. Закон, по Шан Яну, это жесткое регулирование установленных наказаний и поощрений для некоторых категорий должностных лиц - от приближенных вана до крестьян Причем количество и сила наказаний должны существенно превышать количество и силу поощрений. Шан Ян отмечал - «в стране, которая достигла гегемонии (именно данным словом оасшифровывается специфическое китайское понятие), десять наказаний должно приходится на одну награду; в мощной стране 7 наказаний на 3 награды; и в стране, которая распадается, 5 наказаний на 5 наград» . И далее: «Если наказания преобладают, то народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождаются мерзости» .
Наказания и поощрения, по Шан Яну, это как две рукоятки, которыми управляется очень простая машина, называемая государством, где рукоятка наказания - главная, а поощрения - побочная. «Управление с помощью наказаний может привести к тому, что общественность будет бояться и не совершит мерзостей» . Наказывать необходимо за намерение, то есть за саму мысль о нем. «Если наказания будут применяться только по отношению к уже совершенным преступлениям, то злодейств прекратить не удастся. Поэтому тот, кто хочет добиться гегемонии, должен применять наказания к проступкам, которые только готовятся. Награды должны даваться тем, кто сообщает о злодеяниях. Тогда даже мелкие проступки не останутся незамеченными. Тот, кто не доносил на преступника, должен быть разрублен надвое . Все население государства было разделено на группы из пяти либо десяти семей, которые были связаны круговой порукой. Она обозначала, что если «виноват» один из данной группы, то наказаниям подвергались все члены группы.
Шан Ян был государственным человеком, и все время думал о силе державы... Соотношение государства и народа лучше всего выразить его словами: «Слабый народ - значит сильное государство, сильное государство - значит слабый народ. Ослабление народа, следовательно, - главная задача государства, идущего правильным путем».
Население представлялось не как «содержание», основное богатство государства, а как нечто внешнее, исходный материал для создания чего-то нужного государству, то есть, чем мягче глина (слабее народ), тем легче ее формовать.
В этом смысле материальное состояние людей (кроме минимума, который обеспечивает физическое существование, а тем более их духовное состояние) ни в малейшей степени не должно беспокоить правителей. Мало того, государство целенаправленно обязано свести такое состояние к определенному минимуму, «ослабить народ». Шан Ян предложил следующую схему. В первую очередь необходимо убрать духовное разнообразие, требуется унифицировать образование, привести народ к абсолютному единомыслию, а подобное лучше достигается ликвидацией образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Юристъ, 1994. – 210 с.
2. Гурвич Г.Д. Философия и социология права. Избранные сочинения. – СПб., 2004. –567 с.
3. Древнекитайская философия. Т.1. // Под общ. ред. Зацепина С.П. – М.: Просвещение, 1994. – 329 с.
4. Лапаева В.В. Легизм как тип правопонимания // Законодательство и экономика. 2007. № 6. – С. 12.
5. Лапаева В.В. Различные типы правопонимания: анализ научно–практического потенциала // Законодательство и экономика. 2006. № 4. – С.8.
6. Лебедев В. Китайская философия управления, не имеющая себе равных. // Вестник, №16 (170), 22.07.1997. – С.45.
7. Нерсесянц В.С. Философия права. – М.: Право, 2006. – 190 с.
8. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Юристъ, 2000. – 274 с.
9. Хрестоматия по истории Древнего Востока. // Под ред. Невзорова И.Г. – М.: Просвещение, 1976. – 398 с.