Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.
Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
Третий этап — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
Цель данной работы – проанализировать наследие Аристотеля - одного из величайших мыслителей в истории человеческой цивилизации. в частности «диалектику».
Специфика аристотелевской диалектики
Так как возможность представить все факты и посредством индукции прийти к общему умозаключению встречается довольно редко, то индукция не может формировать совершенного и вполне достоверного конкретного знания. Подобную ограниченность индукции Аристотель хочет хоть частично преодолеть в своем учении о вероятных доказательствах либо о «диалектике»,
Если сравнивать взгляды Аристотеля о знании с исследованиями других рационалистов XVII в., к примеру Декарта, то видно, что в одном очень значимом вопросе теории познания и логики Аристотель представлял дальше и яснее, чем известный французский ученый и философ. Это касается вопроса о вероятностном знании. Аристотель с не меньшей силой, чем позднейшие рационалисты, и с гораздо большим приближением к материализму, чем они, считал, что цель знания — это верное представление самой реальности. Параллельно с этим он явно видел, что не всегда, а также не по всем вопросам знание всегда появляется как достоверное познание реальности. В некоторых случаях, а также по ряду вопросов, знание не может выступать непререкаемым обладанием истиной, а может быть только знанием вероятным. Подобное знание предполагает свой, определенный метод - не метод науки в явном смысле этого слова, а метод, который приближает к научному методу, подготавливает его. Аристотель называет такой метод «диалектикой», отойдя в сторону от использования данного традиционного термина его применения у Сократа и у Платона.
У Сократа «диалектика» выступала способом нахождения истинного знания с помощью изучения противоречий в имеющих место быть философских представлениях о его предмете того времени.
У Платона «диалектика» представлялась учением о познании истинно-сущего, которое достигается с помощью упражнения ума в наблюдении бестелесных «эйдосов», либо «идей», которые не опираются на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
2. Аристотель. Топика. Электронная библиотека по философии // Электронный ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000358/index.shtml, дата обращения 10.05.2020.
3. Богомолов А. С. «Античная философия». М, 1985.
4. Кириллов Г. М. «Топика» Аристотеля: Традиция и инновация // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 2(76). — С. 121—125.