Фрагмент для ознакомления
2
во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности, возможные ошибки при ее применении. Также толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснений, рекомендаций, писем, обзоров в практике. Правом издания таких актов имеет Министерство труда и социальной защиты, ПФ, ФСС, ФОМС, Министерство обороны и другие организации, имеющие отношение к социальному обеспечению. Например, длительность страхового стажа влияет на размер трудовой пенсии. В законодательстве есть определенные «Периоды, включаемые в страховой стаж». ПФ, с целью толкования этого понятия издал разъяснение, в котором указано какие именно периоды включаются в страховой стаж. Используя эти разъяснения, пенсионные органы правильно устанавливают размер пенсий в соответствии с Перечнем страхового стажа.
Таким образом, акты толкования норм права по социальному обеспечению – это правовые акты, которые содержат разъяснение смысла юридических норм в сфере социального обслуживая, социальной защиты и прочее.
Вынесение акта толкования, т.е. представление уясненных в ходе толкования норм в словесной формулировке – это итог официального толкования и выступает завершающей стадией интерпретационного процесса.
Содержание актов толкования показывает правопонимание правового положения и обязано быть аналогично тому ее смыслу, который был вложен непосредственно законодателем. Т.е., акты толкования не могут выдвигаться в качестве независимого регулятора социальных отношений. Их вспомогательная роль состоит в том, что без верного, единообразного понимания юридической нормы нельзя добиться ее результативного использования.
На основании отечественной правовой доктрине акты толкования не выступают источниками права социального обеспечения. Они имеют только подзаконный характер. Содержание акта толкования норм права по социальному обеспечению неотделимо от непосредственно содержания разъясняемой юридической нормы. Юридическая сила такого акта официального толкования определена характером полномочий издавшего их органа.
Вывод по главе.
Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, которые регулируют совокупность общественных отношений, которая является частью предмета предоставленной области права.
Акты толкования норм права по социальному обеспечению – это правовые акты, которые содержат разъяснение смысла юридических норм в сфере социального обслуживая, социальной защиты и прочее.
На основании отечественной правовой доктрины акты толкования не выступают источниками права социального обеспечения. Они имеют только подзаконный характер.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Конституция как основной источник права социального обеспечения
Особое место среди источников социального обеспечения занимает Конституция РФ. В ней предусмотрен правовой статус граждан в области социального обеспечения.
Как известно, в Конституции РФ представлены такие источники права, как: федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ, акты Правительства РФ, конституции (уставы) и другие акты субъектов Федерации, а также решения органов местного самоуправления. Конституция РФ установила систему источников отечественного права более разноплановой за счет внедрения в нее общепризнанных принципов и положений международного права, осуществление которых, как считает профессор А.А. Мамедов, «представляет собой сложный процесс» , договоров (международных и государственно-правовых) и решений Конституционного Суда РФ. Последние так не называются, однако ч. 6 ст. 125 Конституции РФ формирует о них представление как, непосредственно, об источнике права. Правоведами указывается повышение влияния международных договоров нашей страны на законодательство, которое регулирует отношения в области социального обеспечения .
Конституция РФ определяет запрет на формирование источников права с противоречащим ее положениям содержанием; все иные источники права формируются в установленном порядке и предусмотренными ею органами.
Нынешняя теория и практика не дали какого-либо ответа на вопрос о том, может ли Конституция РФ представляться источником права социального обеспечения. На современном этапе присутствуют два абсолютно противоположных взгляда на решение данной проблемы. На основании первого из них в Конституции РФ существуют только изначальные положения для других отраслей права, а все ее положения можно отнести только к одной отрасли права - к конституционному праву , в чем состоит главенствующая роль данной отрасли права по отношению к иным отраслям права. На самом деле, нормативный правовой акт имеет право претендовать на статус источника права социального обеспечения, если он имеет социально-правовые положения либо отдельные законодательные предписания, которые входят в их состав. А возможность распространения конституционных норм на область права социального обеспечения не делает данные положения социально-правовыми; они оставляют за собой конституционно-правовое содержание, а также свою отраслевую принадлежность. Тот факт, что отдельные конституционные нормы содержат административно-правовое значение, выступает недостаточным для признания Конституции РФ источником права социального обеспечения.
Приобретший более обширное распространение второй подход базируется на доводе, на основании которого, Конституция РФ выступает правовой базой всего отечественного права, и отсюда, в ней обязаны содержаться положения его разнообразных отраслей . Доказательством, которое свидетельствует в пользу признания Конституции РФ источником права социального обеспечения, выступает то, что этот документ имеет существенное количество социально-правовых норм, которые имеют социально-правовую направленность, что определяет ее значение как главнейшего источника права социального обеспечения.
Важно отметить гарантии Конституции РФ каждому гражданину в сфере социального обеспечения по возрасту, при заболевании, инвалидности, потери кормильца, с целью обучения детей и в других случаях, которые
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - Ст. 18.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6724.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6991.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007.
10. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Справочно-правовая система КоснультантПлюс, дата обращения 25.04.2020.
Научная и учебная литература
11. Адриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Адриановская Т.Л., Карданова И.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 455 c.
12. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М.: Юридическая литература, С. 65 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.05.2020.
13. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.05.2020).
14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. 2-е изд. М.: БЕК // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.05.2020.
15. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / Кауфман А.А. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
16. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.05.2020.
17. Мамедов А.А. Современные тенденции международно-правового регулирования административных отношений // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 12.
18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Книжный мир, С. 46-47 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.05.2020.
19. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.05.2020).
20. Ордина О.Н. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник административного права // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 2 - 5.
21. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. №3. 2016. С. 202-204.
22. Советское пенсионное право / под ред. М.Л. Захарова: учеб. пособие. М.: Юридическая литература, С. 14 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.05.2020.
23. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М.В. Филиппова [и др.]. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
Судебная практика
24. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был).
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.