Фрагмент для ознакомления
2
1.1. План-конспект (Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под. ред. А.Г.Гогоберидзе. СПб: Питер, 2013.Раздел 2. Дошкольное образование как система. С.78-90)
1.Определение дошкольного образования.
Это система, которая
• представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;
• решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;
• реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями родителей воспитанников;
• предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;
• создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;
• взаимодействует с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
• встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);
• развивается в условиях социального партнерства;
• учитывает региональные особенности развития образования
2. Место дошкольного образования.
Дошкольное образование занимает свое место в системе образования РФ. Оно действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
3. ДОУ как образовательное учреждение
Дошкольное образовательное учреждение является типом образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании»), т.е. является учреждением, осуществляющим образовательный процесс - реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
4.Задачи ДОУ
Основными задачами ДОУ являются:
• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья
• воспитанников;
• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
5.Виды ДОУ
Основными видами являются следующие:
Детский сад, детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет), детский сад присмотра и оздоровления, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников, центр развития ребенка — детский сад.
В качестве основной структурной единицы ДОУ выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность — общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 часов), укороченного (10 часов), продленного (14 часов) дня, круглосуточного или кратковременного (3–5 часа) пребывания.
6. Участники образовательного процесса в ДОУ
Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.
7. Содержание образовательно процесса в ДОУ
содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
8. Эволюция образовательных программ для ДС
Первые наработки были сделаны в 1919 г и отразились в «Инструкции по ведению очага и детского сада». Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой.
В 1938 году было опубликовано «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. Более четко говорилось об учете возрастных особенностей детей. Руководство по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это создавало трудности воспитателю в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. «Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребенка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст — от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст — до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой. В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. В настоящее время содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
9. Основные принципы общеобразовательной программы ДОУ
Основными принципами являются:
• соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
10. Структура образовательной программы ДОУ
Программа состоит из двух частей:
— обязательной части;
— части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
11. Ожидаемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В результате освоения программы ребенок должен быть:
• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
• любознательный, активный;
• эмоционально отзывчивый;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• овладевший необходимыми умениями и навыками.
1.2. Анализ Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г
Законодатель указывает на наличие понятия дошкольного образования, определяет основы данного образования, и указывает на то, что данный вид образования должен быть изначально направлен на формирование общей культуры, на развитие физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических, а также личностных качеств;
Данное образование направлено на формирования предпосылок в общей учебной деятельности, а также на укрепление и сохранение здоровья детей, в дошкольном возрасте;
Очень важное значение законодатель отдает созданию образовательных программ. Указано, что все образовательные программы направлены на разностороннее развитие детей. При этом, очень важно правильно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, чтобы правильно разработать программу, способную дать нужные результаты образования;
В нормах законодательства также указано, что сама суть образования должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Кроме всего прочего, нужно подготавливать ребенка не только к школе, но еще и развивать его творческие способности. Освоение образовательных программ в данном случае, не должно сопровождаться промежуточной аттестацией. Также не производится итоговая аттестация обучающихся детей;
Естественно законодатель указывает на важность семейного образования. В тоже время, родители имеют право получить психолого-педагогические, диагностические и консультативные варианты помощи специалистов, без необходимости оплаты таких услуг. При этом, законодатель определяет обеспечение представления данной помощи специализированными государственными инстанциями.
1.3. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Утверждён Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.
Программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Требования к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения программы определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Приведены особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
МОДУЛЬ 2. ОСНОВЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Конспект (Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/Под. ред.А.Г.Гогоберидзе. СПб: Питер, 2013. С.117-136)
Педагогический процесс — это специально организованное, развиваю¬щееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение постав¬ленных целей образования, воспитания, обучения.
Ведущими характеристиками педагогического процесса являются:
— целенаправленность;
— целостность;
— наличие связей между участниками;
— системность и процессуальность (деятельностный характер).
Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке следующих четырех составляющих:
— ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями вашей педагогической позиции, вашей интерпретацией философии детства, своеобразием вашего ценностного отношения к ребенку, вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования;
— целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения;
— учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников.
— учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду.
Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Сущностные характеристики целостного педагогического процесса детского сада:
это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в педагогическом процессе.
это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач.
это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка.
это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых.
это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства.
Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.
Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:
— процесс воздействия;
— процесс бездействия;
— процесс содействия.
Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.
Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Для нее характерно:
• Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека.
• Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман):
— рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;
— отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;
— оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей, в ситуациях затруднения и переживаниях успехов.
Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки:
— целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания;
— структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный;
— открытость. Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;
— множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:
— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педагогический процесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);
— особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компонента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);
— спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым при сопровождающей роли последнего;
— необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).
В силу возрастной специфики детей раннего возраста педагогический процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.
По целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач. Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.
Существует пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:
— видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
— строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
— устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
— создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
— проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Педагогу нужна субъектная позиция, которая базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога-профессионала. Главнейшими требованиями к воспитателю во второй половине XIX века становятся: самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни. Второстепенными требованиями являются: знание педагогики и психологии, «умение читать внутренние побуждения ребенка и человека вообще», такие качества, как нравственность, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли.
В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом:
• Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать индивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
• Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, — задачи педагогического проектирования образовательного процесса и его организации, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.
• Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.
• Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) — задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших ус
Показать больше