Фрагмент для ознакомления
2
Сфера услуг и сами услуги в отдельности имеют ряд особенностей, которые позволяют характеризовать сферу услуг в качестве специфического вида деятельности. Среди обозначенных особенностей следует указать следующие:
Неразрывность производства и потребления услуги (именно в процессе оказания услуги потребитель вступает в непосредственное взаимодействие с ней и ее результатами, то есть одновременное оказание и потребление услуги);
Нематериальный характер (но есть исключения);
Невозможность оценить результат заранее;
Непосредственное участие в большинстве случаев самого потребителя в процессе оказания услуги, когда он является ее объектом;
Непостоянство качества (высокая зависимость процесса оказания, результата услуги и ее качества от человеческого фактора);
Высокая доля ручного труда;
Локальный и нетранспортабельный характер услуг;
Несохраняемость (ввиду нематериального характера услуги за исключением некоторых видов услуг).
Сегодня представлено весомое количество различных видов и классификаций услуг. Каж¬дая из существующих классификаций отражает специфический подход к ана¬лизу сервисной деятельности. Можно выделить пять общих типов услуг :
Производственные: инжиниринг, лизинг, обслуживание и ремонт оборудования;
Распределительные: торговля, транспорт, связь;
Профессиональные: банковские, страховые, финансовые, консуль-тационные, рекламные;
Потребительские: так называемые массовые услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпрепровождением.
Общественные: телевидение, радио, образование, культура.
Одно из ключевых направлений развития сферы услуг – это ее социальная ориентация. Социально ориентированную направленность можно отметить во многих ведущих странах мира, в том числе и в России. В соответствии с действующим Российским законодательством можно выделить следующие виды социальных услуг :
социально-бытовые;
социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг;
социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния;
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов;
услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
срочные социальные услуги.
Как вид экономической деятельности услуги существуют уже достаточно давно. Само определение сферы услуг и услуг как таковых появилось позже, после того, как 60-70 –х гг. прошлого века велись оживленные дискуссии по данному вопросу. На этот период также приходится повышение значимости сектора услуг структуре ВВП: сфера услуг начинает приносить доход примерно аналогичный доходам от промышленного и аграрного секторов вместе взятых.
Современная экономика может быть охарактеризована таким понятием, как софтизация. Именно данный феномен потребовал быстрого развития сферы услуг. Софтизация представляет собой процесс превращения нематериальных ресурсов (услуг, интеллектуального потенциала общества, уровня подготовки рабочей силы и т.д.) в важный фактор экономического развития.
М. Портер выделял такие факторы развития сферы услуг, как:
Рост изобилия;
Стремление к повышению качества жизни;
Увеличение количества свободного времени;
Урбанизация;
Демографические изменения, требующие наличия ряда услуг для пожилых лиц и детей;
Социально-экономические факторы;
Технологические изменения (новые методики в предоставлении медицинских услуг, телекоммуникационных услуг и др.).
Растущее изобилие, или рост доходов населения, - один из важнейших факторов, детерминирующих параметры и структуру развития сферы услуг. Именно поэтому должный уровень развития сферы услуг сегодня во многом является атрибутом развитого, состоятельного и благополучного общества.
Значимость развития сферы услуг сегодня во многом подтверждается темпами ее роста и долей в ВВП различных стран. Быстрый рост сферы услуг в России в том числе в последнее десятилетие, привел к значительному изменению структуры российского валового внутреннего продукта.
Среди Топ-20 государств, обладающих крупнейшей экономикой, набольшая доля услуг в ВВП в США – свыше 77%; в Великобритании – 71%, Франции – 70% (таблица 1). Доля услуг в ВВП России – 54%, в Китае – 52%, Индии – 49%.
Таблица 1. Доля сферы услуг в структуре ВВП 20 стран мира
Ранг Страна Сфера услуг в ВВП, %* ВВП ППС, трлн долл., 2019 г.** Место по ВВП
1 США 77,4 21 439 2
2 Великобритания 71,0 3 131 9
3 Франция 70,3 3 061 10
4 Канада 70,2 1 900 16
5 Япония 69,1 5 747 4
6 Испания 67,7 1 941 15
7 Италия 66,3 2 443 12
8 Бразилия 62,6 3 456 8
9 Германия 61,8 4 444 5
10 Мексика 60,1 2 628 11
11 Таиланд 56,9 1 383 20
12 Иран 54,4 1 471 18
13 Турция 54,3 2 347 13
14 Россия 54,1 4 349 6
15 Республика Корея 53,6 2 320 14
16 Китай 52,2 27 309 1
17 Египет 51,4 1 391 19
18 Индия 49,1 11 326 3
19 Саудовская Аравия 48,4 1 899 17
20 Индонезия 43,4 3 737 7
Таким образом, можно констатировать, что доля сферы услуг в мировом ВВП ежегодно растет, в то время как доля промышленности и сельского хозяйства снижается. По данным Всемирного банка, уже в 2015 году в странах с высоким уровнем дохода добавленная стоимость услуг формировала 74% ВВП. В государствах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более двух третей занятого трудоспособного населения в 2017 году работали в сфере услуг. Например
Показать больше