Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственный бюджет является основным инструментом государства для влияния на социально-экономическую политику. Именно с помощью государственного бюджета мобилизуются и пере-распределяются для обеспечения функционирования государства.
Актуальность моей темы обусловлена первостепенной важностью государственного бюджета для функционирования национальной экономики. Состояние бюджета тесно связано с состоянием эко-номики государства и в целом его развитием.
Объектом моей курсовой работы является государственный бюджет, а предмет – доходы и расхо-ды государственного бюджета.
Целью моей работы было исследовать социально-экономическое значение государственного бюджета, взаимосвязь с другими звеньями финансовой системы, для этого можно выделить не-сколько конкретных задач:
1. изучить сущность государственного бюджета, беря во внимание разные точки зрения на его определение;
2. определить основные функции государственного бюджета;
3. разобрать и проанализировать структуру бюджета, исходя из его уровня;
4. проработать понятие доходов государственного бюджета и их виды;
5. выделить направления расходной части государственного бюджета;
6. проанализировать государственный бюджет Российской Федерации за 2016-2019 года;
7. изучить роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии;
8. дать свою точку зрения на улучшение бюджетной систему государства.
Сущность государственного бюджета проявляется в его функциях: контрольная, распределитель-ная, поддержание функционирования государства.
Глава 1. Сущность государственного бюджета, его доходы и расходы
1.1 Сущность государственного бюджета, его функции и структура
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от английского слова budget – кошелек, сумка). Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как отчет канцлера Казначейства (министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе были отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На сегодняшний день в российском законо-дательстве понятие бюджет определено следующим образом: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]
В зависимости от территориального устройства страны выделяется несколько уровней бюджета. В унитарных государства бюджет имеет два уровня:
государственный;
местный.
Примерами таких государств служат Япония, Франция, Украина. В странах с федеративным устрой-ством выделяется уже три уровня бюджета:
федеральный;
субъектов;
местный.
Такого типа являются страны Россия, Канада, Германия. Также к бюджету относятся внебюджетные государственные фонды. [6]
Если же рассматривать конфедерации, то бюджет там складывается с общих взносов государств, который расходуется на цели данного союза. На ряду с этих у стран участников существуют свои су-веренные бюджеты.
Государственный бюджет вместе бюджетной системой государства представляют собой совокуп-ность экономических отношений, которые возникают при распределении внутреннего валового продукта. Бюджет – это инструмент государства, с помощью которого мобилизуются денежные средства со всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства.
При рассмотрении государственного бюджета с точки зрения экономической категории можно сформулировать следующее определение. Государственный бюджет – это совокупность отноше-ний, которые складываются между государством и всеми субъектами различных форм собственно-сти, а также отдельными индивидами (гражданами государства), в связи с формированием и ис-пользованием основного централизованного фонда денежных средств государства для обеспече-ния его функционирования. [4]
Отношения, складывающиеся у государства с организациями, учреждениями и населением, назы-ваются бюджетными. Данный отношения характеризуются следующими признаками:
это экономические отношения;
носят денежный характер;
носят распределительный характер;
связаны с формированием и использованием денежных фондов.
Важно, бюджетные отношения имеют объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства сосредотачиваются внутренний валовый продукт и часть национального дохода, необ-ходимые для расширенного воспроизводства в масштабах государства и удовлетворение экономи-ческих, социально-культурных потребностях граждан, поддержание функционирование государ-ственного аппарата страны. Бюджетные отношение напрямую связаны с функционированием госу-дарства, однако они являются элементом базиса общества, а не надстройки.
Бюджетные отношение – часть экономической структуры общества. Они обусловлены тем, что для существования государства и осуществления им своих функций необходима материально-денежная база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения приобретают материально- вещественную форму и отражаются в государственном бюджете. [14]
Так как государственный бюджет является основным элементом бюджетных отношений, а следо-вательно и финансовых (бюджетные отношения входят в финансовые), то он, наделен характери-стиками, как экономическая категория, присущими и финансам в целом. Однако бюджет имеет свои особенности.
Бюджет представляет собой особую экономическую форму перераспределительных отно-шений, связанных с мобилизацией части национального дохода в руках государства и ее использо-вании для удовлетворения потребностей общества.
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение денежных средства для финансового регулирования различных секторов экономики. Меняя налоги, их ставки и изме-няя статью расходов государство может влиять на общественные процессы. Так бюджет выступает в роле инструмента финансовой политики государства.
Для эффективного влияния на экономическую ситуацию в стране в условиях рыночной эко-номики государство должно координировать денежно-кредитную, финансовую и валютную поли-тику.
Распределение бюджета занимает центральное место в составе государственных финансов, так как оно бюджет занимает ключевое место в сравнении с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как самостоятельной экономической категории заключается в его функциях:
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта;
государственное регулирование и стимулирование;
контроль за формированием и использованием центрального фонда денежных средств;
развитие социально сферы жизни общества.
Лишь в недавние годы понятие государственного бюджета получило свое признание как самостоя-тельной экономической категории с позиции экономической сущности, а с точки зрение законода-тельного установления финансовой базы государства – как его финансовый план.
Если рассматривать государственный бюджет, как финансовый план, то можно определить его как роспись расходов государства и предположительный доходов на ближайший год. Бюджет закреп-ляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Государственный бюд-жет всегда составляется на определенный период, обычно на год. Как правило, этот период совпа-дает с календарным годом. В разных странах их законодательством закреплены дата начала и окончания действия текущего финансового года:
в США он начинается 1октября и заканчивается 30 сентября;
в Австралии – 1 июля и 30 июня соответственно;
в Эфиопии – 8 июля и 7 июля;
в Японии – 1 апреля и 30 марта;
в России финансовый год совпадает с календарным и начинается он 1 января, а заканчивает-ся 31 декабря.
Государственный бюджет, как финансовый план обладает следующими характеристиками.
Формирование и использование бюджета носит сбалансированный характер, это необхо-димо для балансировки хозяйственной деятельности. Находятся необходимые соотношения между предполагаемыми доходами государства с его расходами. Анализ баланса бюджета (по части дохо-дов и расходов) позволяет его скорректировать для нормализованного функционирования государ-ства.
Несмотря на то, что государственный бюджет – это централизованный фонд, он формирует-ся не без участия местных властей. Задействование местных органов власти является реализацией принципа развития демократического общества.
Бюджет носит народно-хозяйственный характер, потому что связан со всеми отраслями народного хозяйства. [14]
Исходя из вышеизложенного в зависимости от точки рассмотрения государственный бюджет пред-ставляет собой и финансовый план государства, и отношения государства с обществом по поводу создания и использования бюджета, и сама форма формирования и перераспределения денежного фонда на нужны общества.
1.2 Доходы государственного бюджета, понятие и виды
Доходы бюджета можно рассматривать с двух сторон.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в бюджет, которые накапливаются путем изъятия средств у хозяйствующих субъектов и населения. [13]
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)
2. Бюджет России в цифрах на 2019 год / FIN CAN [Электронный ресурс]. / http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/ (режим доступа 25.11.2018).
3. Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье / ТАСС [Электронный ресурс]. / https://tass.ru/info/3315320 (режим доступа от 27.10.2017).
4. Е.Н. Рудская. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2013. – 357с.
5. Крым обогнал все регионы России по темпам роста строительства жилья [Электронный ре-сурс]. / https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cb5f4179a794741b5699d48 (режим доступа 4.02.1019).
6. Макроэкономика / Т.А. Агапова. – Москва: изд. «Основы менеджмента Мескон» 2014. – 447с.
7. Официальный сайт Министерства Финансов России [Электронный ресурс]. / https://www.minfin.ru/ru/
8. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ.
9. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19.12.2016 N 415-ФЗ.
10. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ.
11. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ.
12. Характеристика доходов бюджетов разных уровней / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Марки-ной. – Москва: изд. «Финансы и статистика», 2012. – 501 С.
13. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ.: изд. «Пи-тер», 2014. – 544с.
14. Экономическая теория / под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова. – СПб.: изд. «Питер», 2010. – 528 С.
15. Экономическая теория / под редакцией В.Д. Камаева. – Москва: изд. «Владос» 2015. – 640с.