Фрагмент для ознакомления
2
Самовоспитание и самообразование – два неразрывных процесса, не существующих друг без друга. Уровень знаний, полученных при обучении в профессиональном учебном заведении, лишь необходимый, но недостаточный для того, чтобы стать настоящим профессионалом. Особенно очевидно это становится в современных условиях развития образования и общества в целом. Непрерывное педагогическое образование стало неотъемлемой частью профессионального и личностного развития современного учителя. Сегодня педагог должен быть не только практиком, но и исследователем, не только человеком, постоянно изучающим повое в психолого-педагогической науке, но и способным к самостоятельным нововведениям, открытиям, научному педагогическому творчеству.
39.Экспертиза образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Современное состояние дошкольного образования характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны, это обновление содержания дошкольного образования с учетом идей гуманизации и демократизации. За последние годы в России возникли новые виды образовательных учреждений, разработано множество образовательных программ, идет апробация новых методов и форм работы. С другой стороны, стремление педагогов к нововведениям зачастую способствует снижению качества образования. Именно поэтому актуальной задачей в области дошкольного образования на сегодняшний день является изучение предоставляемых образовательных услуг. Для решения данной проблемы используются различные методы научного исследования. Одним из них является метод экспертизы.
Экспертиза — от латинского «ехреПш» — означает «опытный». Экспертиза, как метод изучения состояния объекта, применяется во многих отраслях человеческой жизни: в промышленности, юриспруденции, медицине и т.д.
Экспертная деятельность — это особый тип исследовательской деятельности, направленный на получение от субъекта деятельности информации об изучаемом объекте, которая затем обобщается, анализируется и оценивается.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к определению сущности педагогической экспертизы. Педагогическая экспертиза рассматривается через:
- характеристику ее методов (Г.Г. Азгальдов, Н.А. Кулемин и др.);
- критерии подбора экспертов (Н.А. Китаев, В.С. Черепанов и др.);
- этику экспертной деятельности (М.В. Кларин, А.И. Суббето и др.);
- обоснование оценки учреждений и работников образования (В.И. Зверева, Я.Г. Плинер) и т.п.
В экспертизе главное следует определить наличие динамики, то есть изменения качественных и количественных показателей, происходит ли изменение содержания образования, появляются ли новые способы взаимодействия между участниками образовательного процесса, управленческие преобразования. Основное назначение экспертизы в образовании заключается в оказании помощи и поддержке коллективов образовательных учреждений в осуществлении тех или иных изменений и управления ими, как на этапе формирования замысла (проектирования), так и его реализации.
Для полноценного представления об устройстве дошкольной организации необходимо погрузиться в Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором прописаны требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации, включающие психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые стороны организации.
Существующие методы внутренней и внешней экспертизы образовательного процесса ДОУ направлены на оценку качества образования, цели и предмет которых четко определены.
Для внутренней экспертизы организацией, с целью принятия решения о проведении процедуры, является администрация ДОУ, для внешней – органы управления образованием.
Целью внутренней экспертизы ДОУ является изучение состояния и совершенствование образовательного процесса, внешней – установления соответствия деятельности дошкольного учреждения государственным требованиям.
Предметом экспертизы и внутренней и внешней является образовательный процесс, только для внешней важна и сама деятельность образовательной организации.
Методами внутренней экспертизы могут являться беседы с педагогическими работниками, родителями и детьми, анкетирование, наблюдение, опрос, изучение документации. Для внешней экспертизы характерны изучение материалов самообследования, анализ документации, результаты анкетирования и опроса, экспертная оценка.
Результат внутренней экспертизы – оценка состояния образовательного процесса ДОУ и программа его совершенствования, внешней – оценка уровня условий реализации образовательным учреждением государственного стандарта.
На организационном этапе осуществляются действия, связанные с целеполаганием, подготовкой экспертизы, подбором экспертной группы. Информационно-аналитический этап связан с выполнением действий по сбору необходимой информации и ее анализу. Оценочный этап предполагает оценочные действия, связанные с установлением соответствия изучаемого объекта показателям и уровням оценки. На результативном этапе осуществляются действия по согласованию мнений экспертов, по вынесению экспертного заключения, по формулированию прогнозов развития образовательного процесса дошкольного учреждения.
По итогу проведения экспертизы предполагается вынесение экспертного заключения. Следует отметить, что в зависимости от целей экспертизы будет определяться содержание экспертного заключения.
В условиях вариативности дошкольного образования актуален вопрос разработки новых методов изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса ДОУ. Экспертиза как один из таких методов, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Экспертиза образовательного процесса, с одной стороны, позволяет получить достоверную информацию о состоянии образовательного процесса ДОУ на текущий период времени, с
Показать больше