Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассматриваемой темы.
Коммуникация, как слово греческого происхождения (komonia) и в латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и даже в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Произошедшее же от них слово «communication» означало общение, совместную жизнь, деятельность и, можно сказать, с давних времен определяло саму суть понятия «общество». Античные мыслители, формируя свое представление об обществе, обращались к нему, моделируя идеальную «коммуну» и беря за исторический прототип возникающую на новом месте небольшую колонию.
В XX в. возникают такие понятия как «коммуникация», «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение», «коммуникативная революция» и некоторые другие, определяющие более детальные аспекты и стороны общения. В современной науке существует настолько большое множество расхожих определений коммуникации, или, другими словами, общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, отдельной научной проблемой .
Актуальным является рассмотрение именно публичной коммуникации, особенно в современном контексте, поскольку в цифровую эпоху они отличаются от публичных коммуникаций прошлого столетия.
Целью данной работы является рассмотрение форм и особенностей публичной коммуникации.
Задачи, поставленные нами:
1) Изучить историю развития и специфику публичных коммуникаций.
2) Рассмотреть современные публичные коммуникации и их особенность.
1 Публичная коммуникация: сущность, история развития и специфика. Устная публичная коммуникация
Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в официальной обстановке передается большому числу слушателей.
Для публичных коммуникаций специфична передача информации, которая касается интереса общественности, с одновременным приданием ей статуса публичности. Последний имеет в виду сообщение информации лицом, которое характеризуется определенным социальным статусом, то есть формально установленным или признаваемым априори местом личности в иерархии социальной группы.
При публичном обращении слушатели находятся в поле зрения говорящего. Слушателями, как правило, является специально организованная аудитория, и ее параметры должны быть известны говорящему. Как правило, слушатели – это в определенной степени заинтересованная аудитория, которая специально пришла послушать выступающего в силу своей социальной роли .
Публичная коммуникация развивается в соответствии с потребностями социума. Рассматриваемый вид коммуникации существовал еще до того, как в социуме появилась письменность. Ее прообразом можно считать синкретичные ритуальные формы коммуникации шамана и племени.
С возникновением государства и созданием литературного языка выделяются отдельные виды публичной коммуникации в соответствии с институтами государства. Аристотеля в своем трактате «Риторика» выделяет следующие виды публичной речи:
1) Судебная (выступление в народном суде).
2) Показательная (на собрании).
3) Совещательная (в народном собрании).
Цель таких речей – объединение людей, установление принципов справедливости в споре, обеспечение будущей безопасности.
Устная публичная речь при появлении письменности и книгопечатания стала делить свои функции с письменными текстами, а в области управления государством появляется письменная публичная речь. Но все виды публичной речи, которые были выработаны еще в античное время, сохранились и сейчас. Сейчас они интегрированы с письменными текстами в сценарии взаимодействия. Например, каждое собрание сопровождается ведением протокола и заканчивается принятием решения, которое фиксируется письменно. Законы обсуждаются, опираясь на письменные их варианты. На торжественном собрании юбиляра поздравляют с письменными «помощниками». Итак, сегодня наблюдается взаимодействие и взаимодополнение устной и письменной публичной коммуникации.
Устная публичная речь и сейчас обладает высоким авторитетом, поскольку характеризуется определенными преимуществами перед письменной речью. Например, в устной публичной коммуникации больше каналов информационной передачи. Помимо слов оратор может много объяснить при помощи жестов, мимики, интонации. Также устная публичная коммуникации дает непосредственную обратную связь с адресатом, что дает возможность корректировать речевое сообщение не только в планировании и контроле, и в момент произнесения речи. К тому же, оратор при помощи специальных способов и методов может внушать аудитории мысль, заражать ее своими эмоциями.
Публичная речь как сложное явление издавна привлекала к себе внимание исследователей. И сегодня она становится объектом тщательного изучения философов, психологов, социологов и лингвистов. С точки зрения П. Сопера, публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно как на интеллект, так и на чувства человека. Если речь воздействует только на способность логического восприятия, не затрагивая оценочной и чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление, не достигает достаточно полного прагматического эффекта .
В XX веке в теории и практике речи усилилось внимание к культуре речи, стилистической дифференциации, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и других.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, прокуроры, адвокаты и другие. Для них публичная речь является главнейшей составляющей их профессии. Следует подчеркнуть, что публичное выступление – сложное для восприятия речевое произведение, требующее определенных энергетических затрат на осмысление информации. Гармонизация общения между оратором и аудиторией обеспечивает доступность и легкость восприятия сообщения оратора. При этом языковые средства соотносятся с конкретной ситуацией общения. В современной риторике аудитории отводится ведущая роль в оценке эффективности публичного выступления. В зависимости от того, насколько замысел автора вызывает желаемую оценку аудитории, достигается основная цель коммуникации – добровольное присоединение к основным положениям выступления оратора.
С точки зрения Л.К. Цеплитиса и Н.Я. Катлане, на современном этапе наметилось несколько аспектов рассмотрения публичной речи: описательный аспект и аспект восприятия . Описательный аспект анализирует данное явление как вид языкового общения и использования языковых средств. Другими словами, в этом аспекте рассматривают уже совершившиеся акты публичной речи. Первые работы в этом русле были выполнены в 60-70-х годах прошлого столетия, такими учеными как О.П. Брынская, Е.С. Долецкая и др. Аспект восприятия касается круга вопросов о реакции слушателей на публичные выступления, о понимании их содержания.
Лингвист Дж. Кесс говорит о том, что в британской риторике публичная речь рассматривается как акт воздействия на аудиторию посредством досконального владения предметом обсуждения. Отечественные филологи П. Сопер и М.Р. Львов описывают публичную речь как особый вид речевой деятельности, который позволяет управлять поведением людей в обществе .
Таким образом, история изучения языка в XX столетии характеризуется постоянно нарастающим интересом к проблеме его эффективного использования. Перемещение исследовательского интереса к осмыслению и моделированию многообразных ситуаций убеждающего воздействия не только все чаще заставляет вспоминать о риторике, но и стимулирует разработку ее проблематики в рамках определенных областей знаний.
Активный интерес к происходящим в мире политическим, экономическим и другим изменениям в обществе привлекает широкие массы к выступлениям политических деятелей, которые способны в значительной мере изменить мироощущение аудитории. Если в первой половине XX века выступления сводились в большей степени к передаче определенной точки зрения, то в речах политических ораторов второй половины XX века усиливается модально-эмоциональный компонент воздействия на аудиторию. Многие британские политологи определяли 60-е годы «порой перемен» или «нахождением на перепутье».
В 60-х годах XX столетия начинается возрождение интереса к риторике в англоязычных странах. Для данного периода
характерно появление работ Р. Уинтероуда, Д. Кларка, И. Леки и др. К
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие. - М.: Феникс. 2018.
2. Львов М.Р. Риторика. – М.: Академия, 2016
3. МакКуэл, Д. Журналистика и общество [Текст] / Д. МакКуэл. – М. : МедиаМир, 2015. – 374 с.
4. Мальханова И. А. Деловое общение. – М.: Академический Проект, 2017.
5. Медиасистема России [Текст]: учеб. попосбие / под ред. Е. Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 364 с.
6. Мирошниченко А. Публикаторы и публика [Электронный ресурс] // Openspace: сайт. URL: http://www.openspace.ru/media/projects/19888/details/22091 (дата обращения: 15.05.2020).
7. Паранько С. В., Нигматуллина К. Р. Медиа как сообщества в новой цифровой реальности//Век информации. 2018; 1(2). С. 226–227.
8. Почепцов, Г. Г. Медиа: теория массовых коммуникаций [Текст] / Г. Г. Почепцов. – Киев : Альтерпресс, 2016. – 403 с.
9. Психология и этика делового общения/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
10. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – М.: Феникс, 2015.
11. Цеплитис Л.К.Анализ речевой интонации – Рига, 2016