Фрагмент для ознакомления
2
Объем рынка аквапарков в России достиг 40 млрд рублей, однако его потенциал на порядок больше. Для обедневших россиян поход в аквапарк стал альтернативой выезду за границу. Тем более, что водные процедуры можно совместить с шопингом: треть аквапарков работают в составе ТРК.
В 2018 году объем рынка аквапарков в России составил, по оценке ГК Step by Step, около 40 млрд рублей. Как отмечают в исследовательской компании, до сих пор он ежегодно рос на 7-9%. При этом потенциальная ёмкость этого рынка – 550 млрд рублей. «По нашей оценке, примерно один из 10-15 человек посещает аквапарки. Если исходить из того, что при таком количестве посетителей годовая выручка аквапарков приближается к 40 млрд рублей, то потенциальную ёмкость мы оцениваем в диапазоне от 400 до 600 млрд рублей», – поясняют в Step by Step.
Рисунок 1. Динамика и темпы прироста рынка аквапарков(млрд рублей, %)
Пик строительства аквапарков пришёлся на середину 2000-х годов. В среднем в стране вводили по три аквапарка в год, сегодня их всего насчитывается, по оценке Step by Step, более сотни. Как правило, аквапарки строят в мегаполисах, но есть они и в небольших городах с населением от 100 тыс. человек – это обычно курортные города, имеющие значительный туристический поток.
Как отмечают в ГК Step by Step, подавляющее большинство аквапарков представляют собой отдельно стоящие объекты (72% от всех аквапарков), остальные (28%) входят в структуру торгово-развлекательных комплексов. В числе наиболее качественных и отвечающих запросам посетителей исследователи называют «Аквамир» в Новосибирске, «Тики-Так» в Анапе, «Питерлэнд» в Петербурге, «Ривьеру» в Казани, «Н2О» в Ростове-на-Дону, «Лимпопо» в Екатеринбурге. С надеждой на пополнение этого списка указывают на недавно открывшийся в Тюмени аквапарк «ЛетоЛето» вместимостью 2,5 тыс. человек.
Из-за климата в России преобладают крытые аквапарки, открытые встречаются в основном в южных регионах.
Площадь большинства крытых аквапарков варьируется от 2 тыс. до 6 тыс. м2. Крупнейшими в Step by Step называют «Аквамир» (40 тыс. м2), «Питерлэнд» (25 тыс. м2), «Н2О» (25 тыс. м2), «Карибия» (20 тыс. м2), «Ривьера» (20 тыс. м2).
Открытые аквапарки обычно находятся вблизи естественных водоёмов и располагаются на периферии или за городом. Они могут занимать площадь от 2 до 4 га. «Особенностью данного типа аквапарков является большое количество водных горок, аттракционов и бассейнов.
Как правило, аквапарки находятся возле оживлённой магистрали и имеют высокую визуальную доступность. Работа таких аквапарков подвержена сезонности: они работают с мая по октябрь», – объясняют в Step by Step. В этом сегменте крупнейшими считаются «Золотая бухта» (15 га) в Геленджике, «Коктебель» (4,4 га), «Банановая Республика» (4 га) в Евпатории, «Тики-Так» (3,5 га) в Анапе.
Влияние экономического кризиса, в ходе которого снизилась платёжеспособность россиян, представители аквапарков не заметили. По словам Александра Кожина, кризис больше повлиял на торговую часть ТРК, нежели на аквапарк. Люди все равно будут отдыхать, несмотря на финансовые трудности, считает он. С ним согласна Татьяна Морозова, коммерческий директор московского аквапарка «Ква-ква парк» (расположен в ТЦ XL Family Outlet): «Кризис благотворно влияет на наш бизнес, так как потребность населения в отдыхе никуда не уходит, а покупательная способность в отношении путешествий и отдыха за границей снижается.
Аквапарк служит доступной и географически близкой заменой отдыху на море, что положительно влияет на спрос».
Сегодня пребывание в аквапарке в России весь день обойдётся взрослому посетителю в среднем в 2 тыс. рублей, ребенку – в 1,2 тыс. В будни на билеты обычно устанавливается скидка в размере 10-30%.
Тем не менее, по данным «РБК Исследования рынков», доход оказывает непосредственное влияние на визиты в аквапарки, во всяком случае московские.
Так, жители Москвы и ближайшего Подмосковья с самым низким и самым высоким заработком реже посещают рассматриваемые развлекательные комплексы.
Как уточняет Сергей Хитров, первые отказывают себе в посещении аквапарков в силу относительно высокой цены входного билета (зачастую билеты необходимо покупать на всю семью), а вторые – в силу других причин, среди которых возможность посетить водные аттракционы в других городах и странах, а также разнообразить досуг другими форматами развлечений. Наиболее активно посещают аквапарки респонденты с доходом от 41-125 тыс. рублей в месяц.
Средняя частота посещения в 2018 году составила 1,9 раза в год.
Рисунок 2. Доля респондентов, когда-либо посещавших аквапарки (% от опрошенных)
Более-менее стабильный интерес россиян к аквапаркам вселяет в экспертов уверенность, что и дальше этот рынок будет развиваться, несмотря на экономические трудности. Так, Татьяна Морозова уточняет, что в этом году к открытию планируются новые аквапарки в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Белгороде, ведутся переговоры в Краснодаре и Красноярске. По данным Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР), в ближайшие несколько лет также аквапарки могут быть построены в Улан-Удэ, Великом Новгороде, Перми, Зеленоградске, Завидово, Ессентуках, Липецке, Комсомольск-на-Амуре, Керчи, Набережных Челнах, Челябинске.
Рост внимания населения к использованию собственного свободного времени вызывает предпосылки динамичного развития сферы развлекательных услуг. Особую привлекательность при этом приобретает развитие аквапарков как учреждений свободного времяпровождения не только взрослыми, но и детьми.
Аквапарк – развлекательный комплекс, в котором есть инфраструктура для занятий играми на воде и водные аттракционы, такие как водные горки, бассейны с вышками, фонтаны, «медленная река» и другие водные развлечения [5].
Чтобы народ выбирал среди других развлечений именно аквапарк, необходимо позаботиться об ассортименте услуг и, главное, их качестве, не говоря уже о безопасности.
Людей всегда привлекают красивые и необычные бассейны, водные горки, набор аттракционов. При наличии такого разнообразия есть надежда на посещение аквапарка семьями не один, а много раз.
Построить аквапарк можно в любой части города, но желательно, чтобы он был в территориальной доступности.
Одним из главных дополнительных атрибутов должна быть продумана автостоянка, и другие услуги (комплекс услуг): основное здание автопарка; автостоянка до 200 автомашин; АЗС; газовая котельная для обогрева аквапарка; очистные сооружения совместно с дренажной станцией; оборудование.
1.3 Конкретизация идеи проекта
Проектно-организационные стадии инвестиционного объекта.
Предложенный аквапарк – это масштабный крытый развлекательный комплекс водных аттракционов. Территория аквапарка разделена на шесть функциональных зон: 1. Зона прибытия. Автостоянка и прилегающая к ней территория; 2. Общая крытая зона водных аттракционов для взрослых и детей; 3. Кемпинг; 4. Предприятия питания в различных точках зон; 5. Зимний сад; 6. Игровые залы для взрослых и детей.
От главного контрольно-пропускного пункта к аттракционам и кемпингу ведут широкие дороги. Проезд автомобилем предусмотрен в принципе, но вместе с тем, они являются пешеходными. Все пространство между павильонами заасфальтировано, и каждый павильон легко доступен из любой точки аквапарка. аттракционы размещены так, чтобы посетители были равномерно рассеяны по всей территории. Площадка под аквапарк планируется абсолютно равной, зелёные насаждения могут планироваться на всей его территории, но по-настоящему утопает в зелени только кемпинг. Водные аттракционы оборудованы пресными душевыми. Питание обеспечивается несколькими кафе и барами, что удобно расположены на территории аттракционов. Для любителей активного / познавательного отдыха за пределами крытого аквапарка предлагается ряд экотуристических маршрутов, морской / речной пляж. Особое внимание уделено детям. Для них выделена отдельная зона. Большое количество детских игровых аттракционов не даст скучать непоседам.
На территории аквапарка предполагается медицинский пункт.
Осуществление проекта позволит предоставить от 50 до 150 рабочих мест в процессе развития заведения, где практически нет или полностью отсутствует промышленность.
Экономическая целесообразность проекта. Приемлемый срок окупаемости, долговечность идеи и оборудования, практическая
Показать больше