Фрагмент для ознакомления
2
эстетическая культура личности – это исторически сложившееся и постоянно развивающееся духовно-общественное человеческое явление. Ее специфика в реализации эстетических потребностей и способностей человека в общественном «пространстве», где человек – общественный субъект; в том, что формы реализации множественные, исторически сложившиеся, развивающиеся .
Эстетическая культура обладает разными функциями, которые необходимо учитывать при формировании деятельности современных библиотек:
• информационно-познавательная отвечает за реализацию знаний;
• ценностно-ориентационная способствует реализации эстетических убеждений;
• деятельностная отвечает за реализацию эстетических способностей, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры личности;
• коммуникативно-регулятивная способствует эмоциональной и нормативной саморегуляцией поведения и деятельности.
3. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Как отмечает, Н.П. Опарина, «современная библиотека выходит за границы исключительно книжных форм деятельности и все больше стремится к комплексным библиотечным мероприятиям, имеющим сложную структуру, аналогичную культурно-просветительским мероприятиям, театрализованным представлениям, специальным событиям. Активно использует праздничную культуру, основная цель которой – социально-культурное развитие общества и личности» .
Основными направлениями деятельности современной библиотеки сегодня являются:
• Библиотечно-информационное обслуживание читателей – включает в себя предоставление справочно-библиографических услуг и выдачу информации на различных носителях.
• Культурно-просветительская работа, в которой большое внимание уделяется развитию эстетической культуры.
Все направления библиотечной деятельности так или иначе связаны с пропагандой книги и чтения. Любое библиотечное мероприятие, какую бы тематику оно ни затрагивало и в какой бы форме ни проходило, в первую очередь направлено на популяризацию чтения как формы проведения досуга.
Работа современной библиотеки по развитию эстетической культуры проходит в рамках следующих приоритетных направлений:
• Формирование гражданско-патриотической позиции населения.
• Духовно-нравственное воспитание
• Сохранение и популяризация разнообразных культурных традиций
• Развитие краеведения
• Популяризация знаний об искусстве; популяризация литературы как особого вида искусства.
Основные задачи библиотеки в процессе формирования и развития эстетической культуры определяются как:
• формирование гармоничной личности;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• формирование способности видеть прекрасное и ценить его;
• выработка эстетических вкусов и развитие эстетических чувств;
• побуждение к развитию творческих способностей и формированию стремления быть прекрасным во всем: в делах, поступках, мыслях и внешнем виде.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Как отмечает Н.П. Опарина, «многообразие комплексных библиотечных мероприятий продиктовано социальным заказом, практическими задачами организации культурного досуга пользователей; мероприятия нацелены на продвижение книги и чтения, создание положительного имиджа библиотеки и человека читающего. Вместе с тем, содержание и форма (жанр) мероприятия черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы, сохраняя при этом свою библиотечную специфику» .
Вышеуказанная исследовательница отмечает, что существуют разные классификации форм работы по формированию эстетической культуры. мы в данной работе будем использовать следующую:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Амиржанова А.Ш., Толмачева Г.В., Тимофеева М.Р. Эстетическая культура и система эстетического воспитания личности. Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3
2. Антология исследований культуры. Интерпритация культуры. СПб. : Университетская книга, 1997. - Т. 1. — 726 с
3. Бойнякшина Е.Н. Формы работы библиотек по эстетическому воспитанию населения: консультация-обзор. http://www.fessl.ru/docs-downloads/NMO/formy-raboty-bibliotek-po-ehsteticheskomu-vospitaniyu-naseleniya.pdf
4. Веремьев, А. А. Эстетическая культура личности / А. А. Веремьев // Искусство и образование. - 2004. - № 3. - С. 14-28.
5. Гудкова И. Н. Мультикультурная деятельность библиотек. Вестник Забайкальского государственного университета. 2013, № 10, С. 13-18.
6. Диская Наталья Ивановна Библиотека как центр культурного разнообразия: проблемы, перспективы развития в региональном пространстве // Вестник ЧГАКИ. 2016. №1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-kak-tsentr-kulturnogo-raznoobraziya-problemy-perspektivy-razvitiya-v-regionalnom-prostranstve (дата обращения: 19.05.2020).
7. Игумнова Н. П. Есть ли у библиотек будущее? Библиосфера , 2017, №. 1. С. 11-16.
8. Кучмурукова Е. А., Ринчинова Ю. С. Библиотека в культурном ландшафте города (на примере г. Улан-Удэ). Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019, №. 33, С. 282-290.
9. Мирошниченко Е.В. Мероприятие в досуговой деятельности библиотеки: теория, практика, кадровое обеспечение [Текст]: автореф. дисс…. канд. пед. наук / Е.В. Мирошниченко. – Краснодар, 2011. – 23 с
10. Морковина А. Ю. Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, , 2015, № 2 (64). С. 207-212.
11. Опарина Н.П. Культурно-просветительская деятельность общедоступной библиотеки [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Опарина; СГИК. – Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. – 136 с.
12. Опарина Н.П. Классификация комплексных библиотечных мероприятий. Наука и образование: новое время 2018, № 1.
13. Паршин Ю.М. Сценарные основы праздничного досуга в современной библиотеке [Текст]: учеб.- метод. пособие / Ю.М. Паршин. – М.: Литера, 2011. – 208 с.
14. Потокина Л.А. Работа библиотек по эстетическому воспитанию читателей http://emankniga.ru/?p=7412
15. Рахматуллина З. Я., Фаткуллина З. Я.. Эстетическая культура личности и общества: современное измерение. Вестник Башкирского университета, vol. 13, №. 4, 2008, С. 1060-1061.
16. Ринчинова Ю.С.. Библиотека - территория проектного творчества. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018, №. 2 (16), С. 152-155.
17. Современные концепции эстетического воспитания : теория и практика / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; [отв. ред. Н. И. Киященко]. - Москва : [ИФРАН], 1998. - 301 с.
18. Тихомирова, И. И. Воспитательный потенциал литературной классики / И. И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2010. - № 2. - С. 32-37
19. Шалабанова, Г. С. Литературная гостиная как метод эстетического воспитания учащихся и приобщения к художественному творчеству : конкурс. работа / Г. С. Шалабанова // Школьная библиотека. - 2011. - № 5. - С. 78-81
20. Шелковская О. А. Роль центральной детской библиотеки в эстетическом воспитании младших школьников. Наука и образование сегодня. 2017, № 1 (12),, С. 80-83.
21. Шлыкова Ольга Владимировна. "Библиотечное дело: инвестиции в человеческий капитал" Вестник культуры и искусств, 2018, №. 3 (55). С. 25-32.
22. Эргашев Р. Н. Эстетическая культура личности: сущность, функции. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2019, №. 2. С. 151-155.
23. Яшкова Ж. О. Культурно-просветительская деятельность библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова – важный фактор эстетического воспитания пользователей
24. Яшкова Жанна Олеговна. Роль библиотеки по искусству в реализации культурной политики мегаполиса. Теория и практика общественного развития, №. 18, 2015. С. 337-339.
25. Структура и основные направления деятельности библиотеки https://www.cultmanager.ru/article/8073-18-m08-02-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-biblioteki#pz1