Фрагмент для ознакомления
2
Правовую основу противодействия коррупции составляют:
Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. ;
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию ;
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» .
Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов в области противодействия коррупции, некоторые вопросы остаются нерешенными.
1. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции
Законодательная основа противодействия коррупции на современном российском этапе сложились, и говорить об ее дополнениях можно только в результате небольших корректировок. На данный момент на первый план выходят задачи по обеспечению правоприменения, и прежде всего, мер в области профилактики коррупции и прежде всего тех из них, которые продуцированы либо рекомендуются конвенциями. Продолжительный период времени данный аспект не прорабатывали, что имеет определенные объяснения.
До принятия Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в российском законодательстве не употреблялся термин «коррупция». Так, в соответствии с законодательством под коррупцией принято понимать — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
Правовую основу, прежде всего, составляет Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон № 273-ФЗ и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
К основным международным актам, направленным на противодействие коррупции, относятся Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2013, ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, ратифицированная Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ.
Если мы обратимся к тексту Конституции, то не увидим термина «коррупция». Вместе с тем Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а защита прав и свобод граждан России отнесена к обязанностям государства и его органов. Также Конституция Российской Федерации является основным регулятором противодействия коррупции, данные принципы заложены в главах 1 и 2 («Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека»).
Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Данная норма является основополагающей в борьбе с коррупцией, ведь в первую очередь от нее страдает сам человек: нарушаются его права и свободы. Эту мысль в своей работе раскрыла Андрианова В.В.
В статье 5 Конституции РФ влияние на антикоррупционное движение не очевидно, поясним этот момент. Россия обладает огромными территориями, которые поделены между субъектами РФ.
Солидная удаленность того или иного территориального образования от управляющего центра создает возможность для коррупционного аспекта работы органов. Данной нормой можно подчеркнуть, что независимо от территориального расположения субъекта, законность превыше всего, и за нарушение норм права должны нести ответственность каждый, независимо от расположения и должности, цели и традиционных убеждений, и любых других аспектов.
Так С.И. Грачев замечает, что в 2015 году замечался небывалый рост коррупции в органах государственной власти в северокавказских субъектах. Также источник связывает данное явление с распространением семейно-родственных отношений во властных структурах.
Статья 7 Конституции РФ меньше всего требует пояснения в рамках нашей тематики. Совершенно прозрачно для понимания, что коррупция прямым образом влияет на уровень жизни граждан, также если размышлять в рамках пункта 2, то стоит вспомнить, что коррупционный аспект поражает любую из перечисленных законом сфер.
Одними из наиболее действенных и эффективных норм противодействия коррупции в Конституции РФ – 33 статья. В ней указывается на право граждан «обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Свой комментарий к данной статье хочу позаимствовать из размышлений А.Н. Сухаренко: «В последние годы стали появляться общественные организации антикоррупционной направленности (сегодня таких насчитывается уже несколько десятков). Большинство из них ориентированы на консультирование физических и юридических лиц, представление их интересов в разных инстанциях, оказание содействия правоохранительным органам». Это не может не влиять положительно на арену антикоррупционного движения, однако нередко сами граждане становятся причиной коррупционных отношений, предлагая чиновнику «взятку» за содействие или продвижение того или иного дела.
Как правильно, на наш взгляд, отмечает Г.А. Василевич: «На искоренение коррупции должна быть направлена вся институциональная система государства и общества, а не отдельные его сегменты в виде правоохранительных органов. Важная роль здесь принадлежит гражданам, без участия которых коррупционные схемы и дальше будут совершенствоваться».
В соответствии со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Основное общее образование обязательно. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Таким образом, Конституция РФ позволяет каждому человеку на бесплатной основе обучиться какой-либо профессии, устанавливает обязательность основного общего образования для каждого гражданина, поскольку именно школа закладывает в человеке жизненные принципы, мировоззрение, знакомит с различными областями знаний и помогает определить свой жизненный путь, свое призвание. Учителя и педагоги школьных учреждений всегда пользовались авторитетом, при любых политических режимах они были нужны для обучения будущего поколения, а значит, будущего своего государства. Без сомнения, они должны быть образцом честности, пунктуальности, принципиальности, беспристрастности и великодушия. Но даже в их, казалось бы, благородную деятельность вторглась такая хитрая болезнь как коррупция. Пока же отметим, что наряду с повышением денежного содержания работникам образования, конституционно-правовой мерой обеспечения безопасности образовательной отрасли от коррупции должно быть создание в структуре образовательной организации независимых от ее администрации органов по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений, которые должны подчиняться непосредственно органам управления образования и осуществлять тесное взаимодействие с правоохранительными органами. Так, ряд ученых отмечают, что в некоторых региональных органах управления образования в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию // Документ опубликован не был.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
6. Александрова И.А. Коррупционная преступность в таможенной сфере // В сборнике: Преступность, уголовная политика, закон Российская криминологическая ассоциация. 2016. С. 333-337.
7. Вовк В.А., Зырянов С.М. Меры административного принуждения, применяемые в целях противодействия коррупции в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 1. С. 142-146.
8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
9. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 150-152.
10. Варданян В.К. Противодействие коррупции // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. С. 579-581.
11. Гринь И.А. О повышении эффективности противодействия коррупции в таможенных органах России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 8 (87). С. 103-107.
12. Жигун Л.А. Разработанность теории коррупции: направления, представления, элементы, модели // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 8 (80). С. 38.
13. Казаченок В.В. Противодействие коррупции в ОВД // В сборнике: Диалектика противодействия коррупции Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 75-78.
14. Курбатов А.Д., Калашникова Е.Б. Коррупционные проявления в таможенной сфере: история и современность // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 163-166.
15. Легошина Н.Д., Жигун Л.А. Правовые аспекты антикоррупционной деятельности в таможенных органах // В книге: Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: российский и зарубежный опыт Сборник тезисов докладов и статей IV международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. 2016. С. 91-94.
16. Леонова А.С. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров находкинской таможни // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 17. С. 212-220.
17. Моргунова Н.В. Федеральная таможенная служба: современные меры по противодействию // В сборнике: Актуальные проблемы современного права сборник научных трудов. 2016. С. 53-59.
18. Нгуен Х.К.Ч. Противодействия коррупции – важнейшая задача государства и общества // Ростовский научный журнал. 2017. № 3. С. 33-47.
19. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.
20. Попов А.М. Противодействие коррупции в ОВД // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 45. С. 140-143.
21. Севрюков А.А. Понятие коррупции и формы коррупционных проявлений в Министерстве обороны РФ // В сборнике: Инновационные направления развития АПК и повышение конкурентоспособности предприятий, отраслей и комплексов - вклад молодых ученых сборник научных трудов по материалам XIХ международной научно-практической конференции. 2016. С. 278-280.
22. Севрюков А.А. Система противодействия коррупции в Министерстве обороны РФ // Сборник научных трудов по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. 2016. С. 239.
23. Ущерб от коррупции в РФ в 2016 году оценили в 44 млрд... // URL: Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 8 (87).
24. Филимонов А.А. Профилактика коррупции в таможенных органах сибирского таможенного управления // Материалы международной научно-практической конференции. Алтайский филиал РАНХиГС. 2016. С. 251-258.
25. Шарипова Д.Н. Модель и методика осуществления пренудительно-профилактических работ в системе управления персоналом таможенных органов // Человеческий капитал. 2017. № 5 (101). С. 58-63.