Фрагмент для ознакомления
2
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Роль предмета ОБЖ в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые и высокие требования к человеку и его здоровью.
2
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане- умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане- честен, самокритичен;
- в социальном плане- уравновешен, способен удивлять и восхищать.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья стали особенно актуальными. В создавшейся обстановке введение предмета ОБЖ стало реальной необходимостью. Содержанием дисциплины « Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности. Цель предмета ОБЖ- сформировать осознанную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, а так же осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних воздействий, как одного из факторов существования живых систем. Основная задача курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, сколько в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность.
В нашей школе для занятий используется учебник ОБЖ под редакцией В.Н. Латчука. Очень сильная сторона учебников ОБЖ–наличие материала о психологических основах выживания в чрезвычайных ситуациях, а так же на то, что акцент сделан на практические навыки в теме оказания первой помощи.
В каждом учебнике есть 4 раздела:
1.Основы комплексной безопасности.
Выпускник получает возможность:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов в РФ в области безопасности и обосновать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
- прогнозировать возможность ЧС природного и техногенного характера;
- характеризовать роль образования в системе формирования культуры безопасности населения страны;
- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности.
2.Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
Выпускник получает возможность научиться:
3
-формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением по защите учащихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
Показать больше