Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечислите, в чём заключаются основные отличия постпозитивизма от позитивизма. 2
2. Приведите примеры научных революций в истории науки. 3
3. Какой критерий отделения научного знания от ненаучного пришёл в философии науки на смену верификации? 4
4. Почему, согласно современным представлениям философии науки, одно или несколько опровержений теории не является причиной для отказа от неё? Можете ли вы привести примеры подобных случаев в истории науки? 5
5. Приведите характерные черты науки XX – начала XXI века, отличающие её от науки XVII–XIX веков. 6
Список использованной литературы 7
Фрагмент для ознакомления
2
Не менее важен принцип методологического плюрализма - отказ от идеала методологического монизма, представление о методологии социально-гуманитарного познания как гетерогенном образовании.
Постпозитивистская методология базируется на идее, согласно которой каждый исторический социокультурный тип научного знания – научная парадигма, научно-исследовательская программа, концептуальна популяция, научная традиция - выдвигает свой метод. Методологический плюрализм, в видении постпозитивистов, призван противопоставляться авторитарности в научных суждениях.
В качестве основания постпозитивистской методологической парадигмы выступает гипотетико-дедуктивный метод.
Отвергая позитивистские и неопозитивистские идеалы эмпиризма и индуктивизма, постпозитивизм выдвигает гипотетико-дедуктивную модель роста научного знания, в рамках которой развитие науки предстает как процесс выдвижения и опровержения научных гипотез. Эту модель можно квалифицировать как методологический базис постпозитивизма.
Постпозитивисты отказываются от радикальной антиметафизичности. Метафизические конструкции рассматриваются как фундамент научного познания. Кредо постпозитивизма: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа».
Важнейший тезис, развиваемый постпозитивистами: наука имеет социокультурную и антропологическую детерминацию или, иными словами, ее развитие обусловлено социальным, человеческим, культурным и иными факторами.
2. Приведите примеры научных революций в истории науки.
Как или почему некоторые аграрные социумы стали развиваться в индустриальные – это вопрос, на который не всегда можно ответить исчерпывающе. Например, изменения в Англии в течение индустриальных изменений XVIII и XIX вв. стали базой для индустриализации стран Западной Европы и Северной Америки. Индустриализация сопровождалась технологическими компонентами – механизация труда, применение новейших источников энергии, а также коренными социальными изменениями .
То, что рабочие освобождались от феодальных обязательств, формировало свободный трудовой рынок, на котором акцент делался на определенном социальном типе предпринимателя.
Города теперь притягивали огромные толпы людей, рабочие шли в новые промышленные города, на фабрики и заводы. Уже позже начинаются попытки управлять процессом индустриализации.
Как правило, классифицируют четыре периода «научных революций»:
1) Революция в науке XVII века. Итог этой революции – формирование классического естествознания. Последнее характеризовалось стремлением к нахождению абсолютных истин. Это достигалось благодаря исключению из анализа всего, что связывалось с субъектом и познавательной деятельностью субъекта.
Идеал научной теории – классическая механика. Поэтому любой процесс может быть описан в этот период только при помощи законов механики. Познание – это структура, состоящая из наблюдений и опытов с объектами природы, которая производилась при помощи чистого разума, воспроизводящего свойства и характеристики анализируемых объектов.
2) Конец XVIII-первая половина XIX вв. Эта революция характеризует переход к новому естествознанию, которая уже представляла собой дисциплинарно организованную науку. Такие науки, как биология, химия уже не рассматриваются только совместно с механикой. Теперь происходит понимание того, что есть развитие, эволюция. Но это еще не касается физики. Философия в этот период занимается классификацией наук и разбирает научные методы. Очевидное анализируется. Но как эта, так и предыдущая революции протекали как создание и развитие классической науки и способов мышления в этой науке.
3) Конец XIX в. – середина XX вв. Формирование нового, неклассического естествознания. Этот период характеризуется тем, что в физике формируются релятивистская и квантовая теории. Космология пополняется концепцией нестационарной Вселенной. Теперь развивается генетика в биологии, появляется кибернетика и теория систем. Теперь одна и та же реальность может описана с разных точек зрения, и каждая из этих точек зрения воспринимается как истинная. В философии в этот период создаются новые философские основания науки. Итоги познания связаны с природой анализируемых объектов и особенностями исследований и социально-культурными факторами. Теперь объект исследования – это процесс, который может иметь устойчивые и вариативные характеристики. Наука меняет свое место в общественной жизни.
4) Настоящее время. Наука меняется с компьютеризацией. Теперь важны экономические и социально-политические соображения в науке. Объект исследований в этот период – не процесс или тело, а уникальная система, которая имеет свойство открытости и саморазвития. Такие системы обладают синергетическим эффектом. Процессы в таких системах необратимы. Для изучения новых объектов применяются специфические способы анализа и предсказания состояний. Меняется и способ экспериментального познания. Часто эксперимент заменяется компьютерным исследованием.
3. Какой критерий отделения научного знания от ненаучного пришёл в философии науки на смену верификации?
Фальфицируемость.
К. Поппер верил в рациональность и человеческий разум, что стало причиной его неприятия всех форм рационализма и метафизики, фрейдизма, марксизма и гегельянства.
Суть теории К. Поппера отражена в принципе рациональной критики, которому должны подвергаться не только гипотезы других, но и собственные суждения. Однако если принять этот принцип за критерий рациональности, то он также должен подвергаться критике — довод, основанный на выводе из положения, которое само еще требует доказательства. Одновременно с этим, К. Поппер отказался от эмпирической достоверности аргументации добываемого знания, которая возможно при помощи процедур опытного подтверждения (верификации). Другими словами, философ заключил, что именно фальсифицируемость, а не верифицируемость отличает эмпирическую науку от метафизики .
К. Поппер один из первых отказывается от стандартной эпистемологии и занимает позиции эволюционной эпистемологии, главным тезисом которой является допущение, что люди, как и другие живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов, и в силу этих обстоятельств их когнитивные и ментальные способности и даже познание и знание (включая его наиболее утонченные аспекты) направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Аблеев С. Р. История мировой философии/ С. Р. Аблеев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 318 с.
2) Вундт В. М. Введение в философию/ В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
3) Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2009. 310 с.
4) Лебедев С. А. Уровни научного знания//Вопросы философии, 2010. № 1. С. 62-67.
5) Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М.: Прогресс, 1983. 605 с.