Фрагмент для ознакомления
2
Практическое занятие
«Конфликт как социальный феномен»
Цель: познакомить с многообразием взглядов на понятие конфликта, показать возможные пути разрешения конфликтов, научить правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Задания:
1. Приведите примеры двух различных видов конфликтов (из жизненной практики или художественной литературы). Выделите стадии динамики данных конфликтов.
Пример 1. Межличностный конфликт
Взаимодействие учащегося и педагога. Педагог требователен к учащему, а учащийся думает, что к нему несправедливы, относятся предвзято и пытаются занизить оценку.
Основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации.
На уроках происходи взаимодействие, в ходе которого накапливается напряженность в отношениях.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
Учащийся критически и неприязненно высказывается о педагоге в среде соучеников или перед родителями.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия
В ответ на очередное замечание на уроке или недостаточно по его мнению высокую оценку, ученик высказывает протест.
4. Развитие открытого конфликта. Педагог отказывается признать объективность возражений, настаивает на своей правоте, учащийся покидает класс посреди урока.
5. Разрешение конфликта.
2. Дайте характеристику описанной конфликтной ситуации. Опишите её разрешение её с помощью «Я-высказывания», не доводя до инцидента.
Во время урока ученик 5-го класса достал из кармана зеркальце и пытался навести солнечный зайчик на сидевшего в другом конце класса приятеля. Вы это заметили.
Ребенок на уроке излишне отвлекаем и может помешать учиться своему товарищу. Используя технику Я-высказывания, стараемся не обвинить его «Ты мешаешь мне работать, прекрати
немедленно», а выразить высказыванием собственные эмоции, информацию о своем состоянии, а не оценку его действий. Например, «[Имя], меня очень огорчает, что ты отвлекся, ведь это одна из важнейших тем в этой четверти» или «[Имя], я не против развлечений, но давай оставим их для перемены, потому что сейчас мне очень сложно рассказывать новую тему, когда вы отвлекаетесь».
3. Какие рекомендации по разрешению данного конфликта Вы можете предложить?
Учащийся 10 класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем математики. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Одну из тем слушал на подготовительных курсах в вузе, но понял ее неправильно. Эту же тему рассматривали в школе на уроке. Ученик имел о ней уже сложившееся представление (неверное). Поэтому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя вуза. На почве неверия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься алгеброй и геометрией, стал вызывающе вести себя на уроках...
Психология социальных групп
1. Ответьте на вопросы:
К каким группам Вы принадлежите? Какие из них старались «заполучить» Вас, а в какие Вы сами стремились войти? Какие из них формальные, а какие – неформальные? Как меняется эта принадлежность с течением времени? Расставьте важные группы по степени влияния на Вас, Вашу жизнь… Многие ли группы влияют на Вас? В чем это проявляется сейчас?
По возрасту – молодежь (неформальная)
По материальному положению – средний класс (неформальная)
По этнической принадлежности – русская (формальная)
По половому признаку – девушка (формальная)
По виду деятельности – студентка (формальная, сама стремилась войти)
По увлечениям – спортсменка (формальная, сама стремилась войти)
По образу питания – веганка (формальная, сама стремилась войти)
По семейному положению – дочь, сестра (неформальная)
Составьте на основе своих ответов схему «Я в социальных группах».
Все характеристики в схеме имеют отношение ко мне, и, как видно, среди них есть пересекающиеся. Например, я отношусь к студенчеству, и выступаю на студенческих соревнованиях как спортсменка. При этом я отдельно являюсь студенткой (обучаюсь, независимо от того, занимаюсь ли спортом), и отдельно спортсменкой (занимаюсь спортом вне учебы), но есть область, где эти характеристики пересекаются.
2. Проанализируйте, какие ошибки допущены в выдвижении героев отрывков на руководящие должности. Почему компетентные служащие иногда становятся плохими руководителями?
К. О'Пуш показал себя на редкость старательным и сообразительным учеником в автомастерских «Кардан энд Балл». Поэтому его быстро сделали механиком, работающим по вызову. Здесь он проявил выдающуюся способность обнаруживать загадочные неисправности и беспредельное
терпение в работе по их устранению. Его продвинули и назначили старшим мастером ремонтного цеха.
Теперь его любовь к технике, как и его дотошность, обернулись помехой делу. Он берется за любую работу, если она кажется ему интересной, и не считается с тем, насколько загружен цех. «Как-нибудь выкрутимся», — говорит он. Ремонт у него будет продолжаться, пока он не добьется собственной полной удовлетворенности результатами.
Он все время встревает в работу механиков, редко сидит за своей конторкой. Обычно его руки до локтей погружены в разобранный двигатель, и пока рабочий, который должен был заниматься этим двигателем, стоит рядом и наблюдает, другие толкутся рядом в ожидании нарядов. В результате цех все время перегружен, в нем всегда царит неразбериха, и сроки выполнения заказов часто срываются.
Почему в формировании общественного мнения меньшинство может играть такую решающую роль? Каким должно быть это меньшинство?
Почему общественным мнением легко манипулируют политики? Какие свойства и характеристики общественного мнения этому способствуют?
Большую роль играет мнение персон, которые пользуются авторитетом. Это может быть авторитет в той области, о которой идет речь (например, доктор высказывается об эпидемиологической ситуации) или просто харизма отдельной личности, которая увлекает людей, когда у них нет собственного четко сформулированного мнения (например, звезда шоу-бизнеса говорит о политике и ее поклонники перенимают ее мнение).
Показать больше