Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право – это совокупность правил (норм), задачей которых является регулирование взаимных отношений людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения, поддерживаемых со стороны государственной или общественной власти принудительным воздействием. Право включает в себя формально определенные, письменно зафиксированные нормы, устанавливаемые и контролируемые государством (позитивное право), однако, по мнению многих юристов и философов, существует еще одна категория – естественное право. Если первое есть результат развития культуры и цивилизации, то второе является производным от человеческого бытия.
Эволюция представлений о естественном праве. Соотнесите понятия «право» и «закон» с точки зрения современных интерпретаций теории естественного права
Естественное право составляют права и свободы, происходящие от самой природы человека (в античности естественное право рассматривалось как проявление законов природы, в средневековье – как нечто, установленное Богом, в Новое время – как проявление человеческого разума). Они существуют независимо от признания этих прав властью и государством и являются воплощением человеческих идеалов равенства и справедливости. Нормы естественного права отличаются универсальностью, т.е. применимостью к любым общественным отношениям; наднациональным характером, т.к. нормы естественного права не ограничиваются государственными границами и существуют на любом этапе развития человеческого общества. Эти нормы во многом являются основой социальных отношений; они регулируют наиболее общие, а не только конкретные правоотношения: не имея жесткой иерархии, они могут быть выражены не только в нормативно-правовых актах, но и в каких-либо нормах морали, религии, этики и т.п.
3
В основе теории естественного права лежит разграничение идеальных и действительных законов. Попытка разграничения прав на естественные и позитивные была предпринята еще в античности. Софисты утверждали, что законы, хотя и обладают верховным значением, но имеют, в первую очередь, человеческое происхождение. Поэтому человек может постоянно их изменять, изменяя свои взгляды на мир .
Сократ говорил о существовании двух видов прав: «законы божественные» и «законы человеческие». При этом человеческие законы должны согласовываться с неписанными божественными, постижение которых возможно с развитием человеческого сознания. Платон также говорил о некой божественной справедливости, на основе которой должно строиться государство и создаваться законы. Он сформулировал некое идеальное государство, любые отклонения от которого, существующие в реальной жизни, считал извращенной формой. Речь вновь идет о неизменных принципах, лежащих в основе устройства общества, главный из которых – идеал справедливости.
Мы видим, что в трудах древнегреческих мыслителей противопоставлялись друг другу идеал и действительность, совершенное и несовершенное. Теория естественного права не была сформулирована на тот момент, как таковая, но были положены основы для ее создания.
Римские юристы по-своему развивали идею естественного права. У них речь шла не о противопоставлении естественного права и позитивного, а о существовании его наряду с гражданским правом и правом народов. Представления римлян основывались на учении стоиков о духовном равенстве всех людей. Так, философ-стоик, Сенека говорил о предоставлении всем жителям Рима равных прав, в чем видел истинное равенство. Древнеримский юрист Ульпиан, утверждал, что «по естественному праву все люди равны», хотя и отмечал при этом, что в гражданском праве раб является абсолютно бесправным – вещью господина .
Особого внимания заслуживает учение о естественном праве римского оратора Цицерона. По его мнению, законы должны основываться на установленном еще до образования государства божественном порядке: Цицерон считал, что истинный закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера.
Заключение
Таким образом, естественное право стало восприниматься как некий критерий нравственного порядка, на основе которого вырабатывается право действительное, но которое правом в полном смысле этого слова назвать сложно. Теория естественного права не является устаревшей и отжившей. Она изменяется вместе с обществом, дополняется новыми положениями и принципами в соответствии с современными демократическими идеями и представлениями. Эта теория оказала огромное влияние на законодательства различных стран, в том числе на законодательство РФ, способствуя распространению гуманистических идей по всему миру, провозглашению идеалов свободы, равенства и справедливости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
4
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Кирилов В.А. Естественная обусловленность происхождения права // Микроэкономика. 2017. № 3. С. 70-81.
3. Круглова С.В. Теория естественного права: генезис и эволюция // Трибуна ученого. 2019. № 7. С. 21-28.
4. Серышева А.А. Эволюция понятия «естественное право» в истории // Научноисследовательская работа обучающихся и молодых ученых Доклады 66-й Всероссийской научной конференции. Научный редактор: В.С. Сюнев. 2014. С. 437-443.
5. Вахрамеева Л.Н. Естественно-правовая теория как источник современной российской концепции прав и свобод человека // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 1. С. 98-102.