Фрагмент для ознакомления
2
1. Проблемы внешнего выражения толкования нормативные правовых актов
Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность субъекта права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом нормативном акте. Нормы права существуют, только если получили надлежащее внешнее выражение или закрепление в соответствующих формах.
Официальное толкование дается уполномоченными органами, воплощается в соответствующих интерпретационных актах и влечет юридические последствия. Официальное толкование – это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеющее обязательный характер для всех субъектов, на которые эта норма распространяется.
Официальное толкование служит важным политико-правовым инструментом не только выявления точного смысла права, обеспечения его эффективности, но и укрепления законности и правопорядка в целом. Кроме этого официальное толкование отличается также своей формой и особым порядком осуществления. По форме акты официального толкования выражаются, как правило, в виде письменных документов. Хотя иногда может иметь место и устное официальное толкование – например, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрения гражданских и уголовных дел, или разъяснения, которые даются соответствующими должностными лицами во время приема граждан по юридическим вопросам .
Правомочия субъекта официального толкования права являются критерием для выделения, таких видов официального толкования права, как: нормативное (аутентичное и легальное) и казуальное толкование.
Нормативное толкование рассчитано на повторяемость. Оно имеет юридическое значение для неопределенно большого количества субъектов, оказавшихся в типичной жизненной ситуации.
3
В ряде случаев нормативный акт, который на практике вызывает неясности или противоречиво применяется, официально разъясняет путем нормативного толкования сам орган, издавший этот акт (тогда имеет место аутентичное толкование).
Легальное (делегированное) толкование дается по поручению правотворческого субъекта иным, специально уполномоченным на то органом. Например, правом давать официальное толкование Конституции РФ обладает только Конституционный Суд РФ (ч .5 ст. 125 Конституции РФ ); правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
Казуальное толкование рассчитано на отдельную жизненную ситуацию, конкретный случай (казус) и адресуется к персонально определенным субъектам. Иногда его называют правоприменительным толкованием. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).
Официальное толкование права имеет особое значение в правоприменительной деятельности. Оно призвано способствовать правильному разрешению конкретных юридических дел. Официальное толкование является средством предупреждения и устранения ошибок при применении права, служит совершенствованию правоприменительной деятельности и укреплению законности и правопорядка. Официальное толкование может иметь и большое политическое значение, задавать вектор развития и совершенствования юридической практики.
Неофициальное толкование – это толкование права, которое дается негосударственными организациями и частными лицами и не имеет юридически обязательного значения. В современном обществе неофициальное толкование приобретает все большую популярность ввиду того, что официальное толкование зачастую сильно опаздывает. Правовые вопросы по новым нормам у людей возникают практически сразу после выхода нормативно-правовых актов. Кроме того, неофициальное толкование играет большую роль в образовательном процессе, когда студенты изучают различные научно-практические комментарии к кодексам, законам, а также сами под руководством преподавателей учатся понимать, толковать правовые тексты.
Субъектами неофициального толкования могут являться любые лица, не осуществляющие официальных полномочий: граждане, общественные организации, научные учреждения, практикующие юристы, правоведы и т. д. Поэтому неофициальное толкование также подразделяют на разновидности – по критерию уровня правосознания интерпретатора, глубине его юридических знаний.
Разновидностями неофициального толкования принято считать доктринальное, профессиональное и обыденное толкование. Доктринальное (научное) толкование дается учеными-правоведами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Оно основано на высоком уровне правосознания и правовой культуры.
Профессиональное толкование осуществляется юристами-практиками (судьями, прокурорами, адвокатами, нотариусами и др.). Оно основано на юридических знаниях, полученных интерпретатором в процессе юридического образования, а также на знаниях в области практической юриспруденции. Такое толкование может даваться как в письменной, так и устной форме. Такое толкование иногда называют «компетентным».
4
Обыденное толкование дается обычными людьми, не имеющими специального юридического образования. Оно осуществляется, как правило, в форме уяснения. Такое толкование основано на внутренних морально-этических убеждениях личности, своем понимании логики законодателя, а не на специальных юридических знаниях. От характера такого толкования во многом зависит состояние законности в обществе, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Интересным является вопрос определения уровня толкования права, которое осуществляют студенты юридических факультетов, например, в рамках работы в юридических клиниках. На наш взгляд, такое толкование занимает промежуточное место между обыденным и профессиональным.
Таким образом, официальное толкование – это толкование, исходящее от компетентного государственного органа (должностного лица) разъяснение содержания правовой нормы, имеющее обязательное значение для тех лиц, к которым оно обращено. Неофициальное толкование – это толкование, которое исходит от органов и лиц, не наделенных специальными полномочиями давать формально-обязательное разъяснение смысла юридических норм. Это толкование не носит обязательный характер, его рекомендации не вызывают формальноюридических последствий. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное толкования.
2. Проблемы конституционно-правового регулирования деятельности общественных объединений в России
Прежде всего нужно охарактеризовать само общественное объединение как коллективное образование, его формы и процедуры создания. Речь идет о действующей на постоянной основе, осуществляющей общественный контроль, законотворческую инициативу, выражение активной гражданской позиции, отстаивающей свои права и интересы, в том числе в суде, участвующей в выборах, референдумах и т.д. По ст. 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение (ОО) – это созданное на добровольной основе, некоммерческое самоуправляемое формирование из имеющих общие интересы граждан, которые объединились для достижения общих целей .
Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. И хотя эта норма Основного закона прямо не указывает на необходимость защиты собственности общественных объединений, но она распространяется и на нее. Право собственности общественных объединений закреплено в целом ряде федеральных законов: «О некоммерческих организациях» , «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» , «Об общественных объединениях» , и др.
Условия формирования общественных объединений: принцип добровольного характера создания, инициативы граждан либо юридических лиц-основателей, самоуправляемости, некоммерческого характера деятельности, не связанной с регулярным получением прибыли и ее распределением. Организационные виды ОО определяются установленной действующим законодательством совокупностью условий, признаков, которые характерны для той или иной категории общественных объединений (цели создания, порядок взаимоотношений участников и сторонних лиц, порядок управления имуществом, доходами). Форма создаваемого объединения
5
определяется его учредителями. Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» содержит следующий перечень: общественные организации; общественные движения; общественные фонды; общественные учреждения; орган общественной самодеятельности.
Неоспорим тот факт, что общественные объединения не являются государственными организациями, но при этом государство может оказывать поддержку ОО в виде различных форм государственного финансирования, рассмотрим следующие из них.
Ст. 33 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» регламентирует случаи выделения средств федерального бюджета политическим партиям: итоги участия в выборах, компенсация финзатрат, направление на расчетные счета партий ежегодными, единовременными перечислениями, получение не меньше 3 процентов голосов избирателей. Государственное финансирование осуществляется по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3340.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. ст. 1930.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 1. 1996.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 25. 22.06.1998. Ст. 3004.
8. Аксенова И.Ч., Свечникова Л.Г. Теория обычного права в энтологических, теоретикоправовых и историко-правовых исследованиях // Право и политика. 2017. № 12. С. 107-109.
6
9. Андриенко А.И. Социально ориентированные некоммерческие организации как форма реализации конституционного права на объединение // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 2. С. 245-249.
10. Ахметова Э.Р., Сергеева Ю.С. Толкование норм права: причина, необходимость, проблемы // Формирование гражданской идентичности молодежи на основе историко-культурного наследия как универсальной ценности, посвященной 100-летию образования ТАССР Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.Л. Алексеева, Р.Х. Гильмеевой. 2019. С. 61-68.
11. Васильева С.В. Общественное объединение как участник общественных отношений // Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов) / под общ. ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. 2019. С. 536-538.
12. Васьковский Е.В. Толкование в праве. М.: Юрайт, 2016. 327 c.
13. Ковалева Н.Ю., Письменов Ю.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе общественных объединений // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права сборник научных статей. 2019. С. 74-76.
14. Никишина О.А. Конституционный статус общественных объединений // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции / ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 242-245.