Фрагмент для ознакомления
2
I. Задание по теме раздела «Музыка как вид искусства. Музыкальные стили, жанры. Средства музыкальной выразительности. Исполнительство»
1. Составить таблицу «Музыкальные стили»
Стиль в музыке предполагает общность произведе¬ний музыкального искусства с характерными чертами произведе¬ний других видов искусства того или иного исторического перио¬да: барокко, клас¬сицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм и др.
Стиль и краткая характеристика Период Композиторы
Барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный, странный) – стиль, господствовавший в искусстве с кон-ца XVI до первой половины XVIII столетия. Барокко отразил внутренние противоречия эпохи в связи с феодально-католической реакцией и активным подъёмом передовых сил.
Ведущее положение жанров – фуги, кантаты, оратории, оперы, возникновение инструментальных жанров сонаты, концерта. кон¬ец XVI
первая половина XVIII Ярчайшими представителями эпохи барокко явились А.Ви-вальди, И.С.Бах и Г.Ф.Гендель.
Классицизм (от лат. classicus –образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII веков. Идеалами классицизма явились идеи философии рационализма – убеждение в разумности бытия, нали¬чии всеобщего порядка, гармоничности человеческой натуры.
Высшей стадией классицизма явилась венская классическая школа – художественное направление в европейской музыкальной культуре XVIII – начала XIX века, к которой принадлежат Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. В. Бетховен.
XVII – XVIII вв. Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен. Каждый из них являлся яркой индивидуальностью: стиль Гайдна – светлое мировосприятие, ведущая роль – жанрово-бытовые элементы; у Моцарта – лирико-драматическое начало; у Бетховена – воплощение героического пафоса борьбы.
Романтизм (от франц. romantisme) – художественное направление конца. Особенности направления в музыкальном искусстве – яркое индивидуальное, личностное начало, отражение эмоциональной жизни человека, духовная возвышенность, интерес к на-родному творчеству, отрицание бездушности, рель-ефная образность, фантастическое видение мира. Лирическое начало обусловило стремление романтиков к бесконечности музыкального развития, а также интерес композиторов к камерным формам (поэмы, баллады, фантазии). Конец XVIII – начало XIX века Яркие представители романтизма в музыке: Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Р.Вагнер, И.Брамс, Ф.Лист, Ф.Шопен, Н.Паганини и др.
Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) возник в Западной Европе в последней четверти XIX – начале XX века. Характерные признаки – стремление к воплощению мимолётных впечатлений, одухотворенной пейзажности, психологических нюансов, к созданию колоритных жанровых зарисовок и музыкальных портретов. последняя четверть XIX – начало XX века. Классическое выражение импрессионизма в музыке – творчество французских композиторов К.Дебюсси и М.Равеля.
Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности в совокупности с очевидной авторской позицией, типизацию характеров и обстоятельств, интерес к проблеме ценности личности в обществе.
Вторая половина XIX века
Начало XX века В творчестве западноевропейских композиторов второй половины XIX века реализм нашёл отражение в произведениях Ж.Бизе, Дж. Верди, И.Брамса, Ф.Листа и др.
Основоположником реалистической школы в русской музыке явился М.И.Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве А.С.Даргомыжского, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др.
В музыке реализм получил дальнейшее развитие в произведениях С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Г.В.Свиридова, Р.К.Щедрина и др.
Экспрессионизм (от лат. expressionis – выражение) – направление в европейском искусстве первой четверти XX века, в основе которого лежит трагическое мироощущение человечества в преддверии и в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. Экспрессионизм – протест против абсурдности мира и унижения человека. первой четверти XX века Представители экспрессионистского направления в музыке – А.Шёнберг, А.Берг, Б. Барток и др.
Показать больше