Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4
1. Культурно-исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии XIV–XVI вв. 4
2. Ранний итальянский гуманизм (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Салютати). 8
3. «Гражданский гуманизм» Л. Бруни 12
4. Этическое учение Л. Валлы 14
5. Гуманистическая концепция Л.Б. Альберти 16
6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы 19
Задание 3. Заполните таблицу 9 21
Задание 4. Упражнения, комментарии 24
Установите, какие принципы организации жизни общества являются общими для социальных утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы и Платона. 24
По данным его биографии определите имя мыслителя. 26
Задание 5. Тестовая проверка знаний 27
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Леон Баттиста Альберти (1404-1472) получил большую известность, как теоретик искусства и архитектуры. Однако, он так же занимался литературой, этикой, педагогикой, математикой, картографией и др. Альберти представляет собой живое воплощение гуманистического идеала человека: разностороннего, талантливого, занимающегося искусством. Такие личности были типичными для эпохи Возрождения, даже возник специальный термин – «титаны Возрождения».
Так же, как и остальные гуманисты, Альберти уделял внимание этике и политической философии. Идеалом политического устройства для него была Флоренция середины XV в., то есть республиканская форма правления при которой власть принадлежит немногим, самым достойным людям. Хотя, по сути это уже не республика, а олигархия. Власть, по мнению Альберти, должна заботиться об общем благе. При этом для его достижения допускается преодолевать преграды со стороны простого народа при помощи силы и хитрости. В дальнейшем мы увидим развитие данной темы у Н. Макиавелли. То есть общее благо рассматривается у Альберти не с позиций народа, а с позиции аристократии.
Каждый человек обладает способностью к нравственному совершенствованию на пути добродетели и творчества. В итоге эта способность должна привести к гармонии и совершенству общества в целом.
Интересны воззрения Альберти на феномен труда, которые излагаются в произведении «О семье». Альберти решительно проводит переоценку труда и его позиция кардинально расходится с позицией католической церкви. До этого момента труд многие столетия рассматривался как Божья кара за совершенный грех. Это тяжкий процесс, не приносящий ни удовольствия ни денег. В Средние века накопительство презиралось, в обществе было негативное отношение к ростовщикам и банкирам.
Теперь Альберти возвышает труд до уровня нравственного идеала. Труд важен, он вызывает одобрение окружающих. Для Альберти важен человек деятельный. Счастье не может заключаться в том, чтобы ничего не делать. Ведь безделье является самым тяжелым пороком. Здесь Л.Б. Альберти категорически не согласен с Эпикуром. В тоже время он согласен со стоиками, которые природу человека видели в том, чтобы быть мудрым и производящим.
Что касается накопительства, то Альберти отмечает, что оно не может быть на первом месте. Намного выше богатства можно поставить честь и славу. Однако, несмотря на это большинство людей стремится все же к богатству. Мыслитель обращался к данной проблеме потому, что она была очень актуальной для Италии того времени. Особенно проблема накопительства интересовала пополанство (торгово-ремесленные слои итальянских городов).
Уделял Альберти внимание и проблеме человека. Его особенность объясняется одновременной принадлежностью к двум мирам: миру земному и миру небесному. Эта двойственность выступает отличительным свойством человеческой природы. Человек является высшим творением природы, но он не противостоит ей, а сливается с ней. Человек, включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов – гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познанию мира.
Именно в творчестве заключается основное предназначение личности. При этом творчество Альберти рассматривал в самом широком смысле слова: от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных.
Идеальная гармоническая личность органично сочетает в себе душевный покой и творческую активность, силы воли и разума. Для такого человека характерна мудрость, он осознает свое достоинство, в своих действиях руководствуется чувством меры. Вышеописанный идеал оказал огромное влияние не только на этическую мысль, но и на искусство эпохи Возрождения.
А.В. Сопов полагает, что концепция Альберти является предвестницей «философии здравого смысла»: «А здравый смысл толкает человека второй половины XV в., у которого подорвана вера в добродетели государства, предпочесть абстрактному общему благу «бесчестного» государства благо реального социального целого – семьи, которая становится в его глазах воплощением тех черт, которыми в идеале должно обладать государство»
6. Учение о достоинстве человека Д. Пико делла Мирандолы
Перу Пико дела Мирандола (1463-1494) принадлежит «Речь о достоинстве человека» (1486), которая представляет собой манифест гуманизма. В ней лаконично изложены все основы нового мировоззрения – ренессансного гуманизма.
В понимании человека у Мирандолы соединяются традиционные христианские взгляды и новые гуманистические. С одной стороны, человек рассматривается как образ и подобие Бога, по благодати (не по природе) – он сын божий. Но ему очень далеко до актуального пребывания в Боге. Есть существа более высокого порядка, которые могут видеть Бога. Человек – посредник между природой и сверхприродным ангельским миром, он находится посередине, в центре: «Человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими… стоящий немного ниже ангелов»
Бог поставил человека в центре мира. Он сделал его ни земным и ни небесным; ни смертным, ни бессмертным. Однако, человек не стеснен никакими пределами и может сам определить свой образ по своему решению. Новое гуманистическое миропонимание проявляется здесь в следующем. Человек является творцом самого себя, ему дано божественное достоинство.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. – От Возрождения до Канта. – СПб. : ПНЕВМА, 2002. – 880 с.
2. Баткин Л.М. // Пространство и время. – 2013. - №4(14). – С.13-20
3. Город в средневековой цивилизации Западной Европы В 4-х т. Т. 4. Extra muros. Город, общество, государство. - М.: Наука, 2000. – 352 С.
4. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под ред. Л.М. Брагиной. - М.: Высшая школа, 1999. – 479 С.
5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. – 623 Сс.
6. Рассел Б. История западной философии. Т.2 – Новосибирск: издательство Новосибирского университета, 1994. - 400 С.
7. Пико делла Мирандола Пико дела Мирандола Речь о достоинстве человека. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991 - 463 с.
8. Романчук А. Роль Франческо Петрарки в формировании образа сомневающегося интеллигента. // Франческо Петрарка и европейская культура. - М.: Наука, 2007. -С. 92-96
9. Сопов А.В. Леон Баттиста Альберти: воплощение гуманистического идеала «uomo universale» // Проблемы современной науки и образования. – 2014. - №7(25). – С.34-36