Фрагмент для ознакомления
2
1. Классификация наук
О классификации наук впервые заговорил Аристотель в своем известном труде «Метафизика». Он разделил науки на категории «Физика» и «Метафизика». Метафизика, по его мнению, представляет собой первую философию, учение о началах бытия и знания, иными словами – эта наука изучает неподвижную и самостоятельную сущность. Физика, по мнению Аристотеля, изучала телесную самостоятельную сущность, которая изменяется. Математика изучает неподвижную, вечную, но не самостоятельную сущность. Математика, по описанию Аристотеля, включала в себя астрономию, оптику и механику. Элементными составляющими физики являлись психология, биология и космология. Математика и физика, по мнению Аристотеля, представляли собой одну из категорий знаний теоретической философии. Впоследствии классификация наук подвергалась модернизации и переосмыслению. В XIX веке В. Виндельбандом было предложено деление наук на науки о природе и науки о культуре. Впоследствии это деление было дополнено Г. Риккертом. Современная классификация наук выражает взаимосвязь естественных, технических, гуманитарных наук и философии. В основе такой классификации лежат специфические особенности изучения разными науками объектов материального мира. Классификация описывает связи между объектами, определяет их место и основные свойства в целостной системе, является средством сохранения и поиска информации. Характер связи между науками определяется предметом, методом и условиями познания объектов, целями и задачами науки, их практическим значением и другими факторами.
С какой же целью классифицируются науки? Целью является изучение и рассмотрение взаимной связи между науками на основе определенных принципов и отображения этих связей, группирование совокупности наук в единую систему знаний. Классификация наук имеет большое научное значение. Опираясь на предметные и методические связи научных дисциплин и их групп, классификация оказывает содействие направленному движению науки от эмпирического накопления знаний к уровню теоретического синтеза, системного подхода к научным проблемам.
По непосредственному отношению к практике науки принято разделять на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание законов, которые управляют поведением и взаимодействием базисных структур природы и общества. К фундаментальным наукам относятся : большая группа физико-технических и математических наук (математика, ядерная физика, физика плазмы, физика низких температур, кибернетика); химия и биология; большая группа наук о Земле (геология, геофизика, физика атмосферы, воды и суши); социальные науки. Фундаментальные науки бывают чистыми и целенаправленными. Чистое исследование, как правило, имеет индивидуальный характер и возглавляются признанным ученым - руководителем работы. Характерной особенностью этих исследований является то, что они заведомо не определяют определенных целей, но в принципе направлены на получение новых знаний и более глубокое понимание окружающего мира.
И свободные и целенаправленные фундаментальные исследования могут быть поисковыми.
Задача фундаментальных наук - находиться на границе между известным и неожидаемым, в связи с чем фундаментальные исследования отличаются неопределенностью конечного результата. Поскольку исследователь, как правило, все время стоит на подступах к неизвестному, то выбор конкретных путей фундаментальных исследований часто определяется интуицией и опытом.
Фундаментальные науки постоянно открыты для новых идей и подходов, в них заложена способность пересмотреть представления об окружающем мире, и, если будет необходимо, отказаться от них.
У прикладных наук цель иная, она состоит в применении результатов фундаментальных наук при решении познавательных и социально-практических проблем.
Прикладные науки могут развиваться как с теоретической, так и практической проблематики. Так, на базе экономической теории, которая является фундаментальной наукой, развивается микро- и макроэкономика, экономический анализ и т.п.. Все эти науки можно отнести к теоретической прикладной экономике.
На стыках прикладных наук и производства развивается особая область исследований – разработки продукции, в процессе которых реализуются результаты практических прикладных наук в виде конкретных технологических процессов, конструкций, материалов, систем.
Как правило, фундаментальные науки в своем развитии опережают прикладные, создавая для них теоретическую базу.
Классификация науки не является самоцелью, она имеет, кроме научного значения, также и практическое. Она служит теоретической основой для многих сторон практической деятельности общества: организации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений, планирование научно-исследовательских работ и их взаимосвязи, в особенности тех работ, которые имеют комплексный характер. Науку как систему в целом условно разделяют на естественные и социально-философские науки. Первые изучают законы и явления окружающего мира и включают: физику, химию, биологию, математику, геологию и т.д. Другие - закономерности развития общества, к которым принадлежат история, политология, философия, экономическая теория, основы менеджмента. Среди естественных наук особое место занимают технические, которые разрабатывают новые средства производства. Наука через технику превращается в непосредственную продуктивную силу общества.
Итак, развитие научных знаний и их классификация - это движение от единой науки древнего мира к сложной системе специализированных знаний во всех сферах человеческой деятельности. Классификация наук осуществляется вместе с формированием научных знаний.
Показать больше