Фрагмент для ознакомления
2
Особенности политико-правовых воззрений Фридриха Вильгельма Ницше
Фридрих Ницше (1844–1900), самый узнаваемый философ, который прославил «дионисийскую» сторону жизни , выраженную в мифах, в морали и в политике. Он известен бескомпромиссной критикой традиционной европейской морали и религии, а также общепринятых философских идей социальных и политических проблем, связанных с современностью.
Ницше отверг фундаментальные предпосылки либерализма и демократии, которые стремились создать более справедливые и равные формы коллективной жизни . Ницше ненавидел амбиции слабой современной политики, потому что законы, которые создавались для социума, делали государство и законодательную власть управленцами всего мира.
По мнению Ницше, демократические политические институты должны стремиться относиться к людям равноправно. Равноправие как основной смысл правовой концепции. Для Ницше государство и право катастрофа из-за «демократических ценностей». Это катастрофа разрушает блеск, который должен окружать самые высокие ценности. Мысль о том, что все равны, сводится на нет, а те вещи, которые не могут быть достигнуты всеми, тем самым снижая вероятность того, что они будут достигнуты кем-либо. В результате люди на самом деле считаются равными.
Ницше выделяет несколько типов государства: тираническое, олигархическое, аристократическое и демократическое. Наибольшей критике он подвергает демократическую форму правления. Демократическое государство – это упадничество и декаданс, в котором доминирует «чернь», состоящая из государственных служащих и чиновников.
Цель цивилизации состоит в сверхличностях, гениях, которые противостоят государству, которое ведет общество к деспотизму толпы. По мнению Ницше «Великие люди», подобно великим эпохам, являются взрывным материалом, в котором накоплена огромная энергия. В течение длительного времени не было взрыва. Если напряжение в массе слишком велико, то достаточно случайного стимула, чтобы назвать «гением», «делом», великой судьбой, мир. Из чего следует, обстоятельства, эпохи и духа времени. Великие люди необходимы, а эпоха, в которой они появляются, случайна.
Под государством он понимает «холодное чудовище», которое клевещет и передает свою клевету из уст в уста. Безусловна, политическая философская мысль Ницше сформирована с позиции антидемократии. Ситуация, обусловленная таким отношениям к формам правления, обусловлена фашистской философией.
Идеи аристократизма, как форма правления, которая присутствуют в трудах Ницще, восходит от древнегреческой философии. Ницще сформулировал свое представление об идеальном государстве и связал генезис государства права с выдвинутыми им мировыми принципами «воли к власти» и теории вечного возвращения – то есть власти, которая постоянно вращается по кругу, переходя от одной формы правления к другой.
Ницше особенно ярко выдвигает проблему соотношения культуры и государства, говорит о цивилизации, которая может погибнуть из-за чрезмерного тиранического отношения государственной власти к обществу.
Идея Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о трех различных властях, на которые подразделяются политические государства
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – один из величайших систематических мыслителей в истории западной философии. В дополнение к воплощению немецкой идеалистической философии, Гегель смело утверждал, что его собственная система философии представляет собой историческую кульминацию всей предшествующей философской мысли. Общая энциклопедическая система Гегеля разделена на науку о логике, философию природы и философию духа. Наибольший интерес представляют его взгляды на историю, общество и состояние, которые находятся в сфере объективного духа.
В основе социальной и политической мысли Гегеля лежат понятия свободы, разума, самосознания и признания. Существуют важные связи между метафизической или умозрительной артикуляцией этих идей и применением их социальной в политической реальности, и можно сказать, что полный смысл этих идей может быть понятен только погружении социальное и историческое пространство. В его труде «Философия права», Гегель объясняет конкретизацию этих идей, которые вызывают множество противоречий, но и, несомненно, порождают интерес у общественности. Государство является высшим социальным достижением человека, оно, несомненно, подразумевает, что не существует высшего органа, с помощью которого можно было бы оценить его претензии общественности. Государство – независимое создание. Отношения государства с общественностью регулируются в некоторой степени обычаем, но также существует международное право, которое регулирует отношения между субъектами разных государств и требует соблюдения договоров. Однако, когда сталкиваются жизненные интересы государств, нет альтернативы, кроме войны. Война между государствами не решает, какое из прав конфликтующих государств является истинным правом. Гегель полагал, что война выполняет функцию сохранения в сознании людей реальности
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Отечественная литература
1. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 1-2. М.: Всесоюз.о-во политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1931-1933. — Т.1. / Общ. ред. Ю.Г. Оксмана и С.Н. Чернова. 1931. - 461 е.; Т.2. / Общ. ред. Ю.Г. Оксмана. - 1933. - 454 с.
2. Декабристы и их время. / Труды Московской и Ленинградской секций по изучению декабристов и их времени. Т.т. 1-2. - М., 1928-1932. Всесоюз. о-во политкаторжан и ссыльнопоселенцев. - Т.1. - 1928. - 240 е.; Т.2. - 1932. - 442 с.
3. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., ИЧП "Жанна", 1994. 363 с
4. Пестель П.И. Русская Правда // Избранное социально политическая философия декабристов Т.2 М. 1991. С.90-91.
Зарубежная литература
5. Allison, David B. Reading the New Nietzsche: The Birth of Tragedy, The Gay Science, Thus Spoke Zarathustra, and On the Genealogy of Morals. Lanham, Md., 2001.
6. Brecht, Arnold 1959 Political Theory: The Foundations of Twentieth-century Political Thought. Princeton Univ. Press.
7. Burbidge, J. W. Historical Dictionary of Hegelian Philosophy. Lanham, MD: Scarecrow Press, 2001.
8. Golembiewski, Robert T. 1960 The Group Basis of Politics: Notes on Analysis and Development. American Politicial Science Review 54:962–971. This is the best short summary of Bentley and explains that he did not intend a group theory.
9. Solomon, Robert C. Living with Nietzsche: What the Great "Immoralist" Has to Teach Us. New York, 2003.
10. Stern, Robert. Routledge Philosophy Guidebook to Hegel and the Phenomenology of Spirit. New York: Routledge, 2002.