Фрагмент для ознакомления
2
2.1 Анализ торговой деятельности
Торговая деятельность предприятия концентрируется в показателе товарооборота, в формировании его объема и структуры. Поэтому анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия всегда предполагает проведение анализа объема товарооборота, динамики его изменения, структуры и факторов, влияющих на них.
Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям для дальнейшей переработки или перепродажи.
Значение показателя товарооборота нельзя унижать и следует рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного предприятия.
На государственном уровне значение показателя товарооборота заключается в следующем:
- розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны, который характеризует заключительный этап движения товаров в сферу потребления. А именно через розничный товарооборот происходит изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития;
- розничный товарооборот характеризует объем привлечения покупательных фондов потребителей в виде денежных доходов, полученных как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения;
- розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального благополучия населения страны;
- розничный товарооборот в определенной степени влияет на состояние денежного обращения в государстве, стойкость национальной валюты, поскольку обращение денежных средств в основном связан с обслуживанием розничного товарооборота.
На уровне конкретного предприятия товарооборот является основным валовым показателем деятельности предприятия. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибыли, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли и рыночной позиции предприятия. План товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия.
Анализ товарооборота и контроль за его выполнением выступают не только в качестве инструмента оценивания деятельности предприятия, но, прежде всего - для принятия необходимых мер по формированию товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, сбытовой и маркетинговой политики, политики закупки и т.д.
Проведение экономического анализа товарооборота предприятия позволяет:
- изучить динамику товарооборота, его ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективному периоде;
- изучить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
- выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
-проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.
Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится динамический ряд товарооборота в сопоставимых ценах. Приведение товарооборота до сопоставимого вида осуществляется торговой площадью предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров.
Приведение объема товарооборота до сопоставимого вида по ценам реализации проводилось по следующей формуле:
Т_сци=〖ТФ〗_н/И_це (1)
где Тсци - Товарооборот, приведенный к сопоставимого вида по ценам реализации за н-й период;
ТФн - фактический товарооборот за н-й период;
Ице - Средний индекс изменения цен реализации товаров за н-й период по сравнению с базовым периодом.
Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации об изменении цен реализации на отдельные товары. На базе построенного динамического ряда товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а также темпы роста и прироста относительно предыдущего и базового периода.
Проведем анализ динамики объема товарооборота ОА "Бемби" за последние три года (таблица 6).
Таблица 6 - Динамика товарооборота ОА «Бемби» за 2017-2019 г.г.
Показатель тыс.руб. по годам Темпы роста, %
2017 2018 2019 2018
к 2017 2019
к 2017
Объем товарооборота в сопоставимых ценах 57377,00 59223,10 60842,20 103,49 106,04
Как видно из таблицы 6 объем товарооборота предприятия за последние три года имеет тенденцию роста. Так, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. темп роста объема товарооборота составлял 103,49 %, а в 2019 г. по
Показать больше