Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Задание по теории и методике:
1. Раскройте теоретические основы планирования игровой деятельности, условия эффективного планирования.
Эффективное планирование детской игровой деятельности напрямую связано с созданием картотеки игр, благодаря которой педагог может разнообразить игровую деятельность и составить долговременный план, чередуя различные игры, и осознавая, на развитие каких структур каждая из них направлена. Очевидно, что игровая деятельность, которая является ведущей для дошкольного возраста, и внутри которой происходит развитие ребенка, не должна выстраиваться хаотично, она должна происходить под чутким руководством педагога, отмечающего, на какие аспекты развития следует обратить внимание (например, добавить больше подвижных игр, если речь идет о старшем дошкольнике, у которого если сидячие занятия, готовящие к школе, или больше логопедических игр, если в группе распространены логопедические проблемы).
ФГОС дошкольного образования от 2013 года внес некоторые коррективы в планирование воспитательно-образовательной деятельности, сделав акцент на интеграции образовательных областей и образовании в игровой деятельности.
Системной основой комплексного метода организации игровой деятельности является связь между практическим опытом ребенка, образовательными целями и игрой, как средством обучения. То есть в игре мы и обращаемся к опыту ребенка, и обогащаем его новыми знаниями.
Одновременно, необходимо помнить, что в каждой образовательной программе ДОУ предусмотрены занятия, где ребенок не просто играет, но «учится играть», осваивает многообразие форм игры, игровые правила и ограничения, наконец стремится к тому, чтобы научиться самостоятельно организовать свою игру и вовлекать в нее ровесников.
Среди условий эффективного планирования можно выделить:
1. Учет материального обеспечения, необходимого для организации каждой игры.
2. Использование разноплановых игр, направленных на разные стороны развития (физическую подготовку, творческое развитие, освоение ролевых отношений).
3. Выбор игр в соответствии с возрастом, со способностью ребенка воспринять сюжет и правила игры. В младшем возрасте не следует также часто менять игры, потому что ребенку сложно усваивать много нового материала. С более взрослым дошкольником наоборот стоит вводить вариации и усложняющие правила, чтоб не терялся интерес к игре.
4. Ориентация на образовательную программу и опыт ребенка. Игра должна перекликаться с теми новыми знаниями, которые получает ребенок. Например, если дети изучают животных, читают сказку о зверях, побывали на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Организация игровой деятельности на прогулке в соответствии с ФГОС ДО: Из опыта работы городской инновационной площадки. Сост. Е. Г. Подоляк, О. Ю. Щеникова, О. Т. Юрчак - Переславль-Залесский: МУ «ЦОФ», 2017. - 68 с.
2. Организация игровой деятельности с детьми: учебно-методическое пособие для педагогов ДОО / Г. В. Яковлева, Е. В. Андрющенко. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 136 с.
3. Планирование образовательного процесса в детском саду в игровой форме в соответствии с ФГОС ДО: Из опыта работы городской инновационной площадки / Сост. Е. Г. Подоляк, О. Ю. Щеникова, О. Т. Юрчак. - Переславль-Залесский: МУ «ЦОФ», 2016. - 100 с.