Фрагмент для ознакомления
2
подразумевает в нем вместилище человеческой жизни. Данные принципы создали основу разных мифологических вариантов творения природы, например, Земли. В таком понимании, отношения человека с природой реализовывались при помощи богов. Волей богов определялись климатические условия и особенности жизни в социуме.
Значит, в древней мифологии связь человека с природой получала зависимый характер: человек ощущал и признавал единство с природой, но не мог идти дальше понимания того, что жизнь его находится в распоряжении богов. Поэтому создается почтительное отношение к природе, закрепленное в ритуалах и обрядах .
Следующий взгляд на природу имел натурфилософский характер. Натурфилософией является умозрительное понимание природы, которое опирается на понятие, выработанное естествознанием. С античности натурфилософия становится условием, которое сдерживает познание противоречивых объектов природы и социальных отношений. Фалес полагал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля. Анаксимандр утверждал, что миры возникают и разрушаются. Анаксагор был одним из первых приверженцев гелиоцентрической системы. Для древних греков вода, огонь, воздух олицетворяли не только начала жизни, но имели божественный статус. Христианское мировоззрение считало Землю средоточием Вселенной.
В XV– XVIII вв. представления о природе формируются в рамках пантеизма – Бог растворяется в природе. Н. Коперник (1473–1543) теперь говорил, что Земле отводится место одной из рядовых планет, которые вращаются вокруг Солнца. И человечеству было продемонстрировано истинное место во Вселенной.
Изобретение телескопа позволило итальянскому ученому Г. Галилею (1564–1642) установить, что планеты – это небесные тела, во многих отношениях похожие на Землю.
2 Георг Гегель
Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.
Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.
Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.
Действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. Для истории философии такой взгляд далеко не новый (систем объективного идеализма к тому времени было создано уже немало).
Своеобразие же построений Гегеля заключалось в том, что «мировой разум» получился у него в итоге каким-то очень живым, беспокойным, ищущим, в общем — весьма живописным субъектом, несмотря на всю свою безличность. Он очень динамичен, этот «дух» — постоянно занят перевоплощением, реализуясь то в природе, то в человеческой истории, пробуя свои силы то в оформлении спокойно-величественного восточного мира, то стимулируя героику мира греко-римского, то он ищет свое отражение в зеркале искусства и религии, то созерцает себя в философских абстракциях.
Он частенько посмеивается над людьми («ирония истории»), беззастенчиво пользуется ими для достижения своих целей (как сказал бы А. Эйнштейн: «коварен, но не злонамерен»).
Но в итоге, развивая человеческую историю, мировой дух оказывается этаким «прогрессистом» образца XIX в., в общем вполне удовлетворенным результатом проделанной работы.
Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась главным образом в:
1) представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;
2) усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
3) последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.
Также, тематика правовых проблем в философии Гегеля занимает огромное место. Так, в работе «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве» (1802—1803) Гегель говорит о научных методах трактовки естественного права: эмпирической (Гоббс, Руссо и другие философы до Канта); формальной (Кант, Фихте и их последователи) и абсолютной (сам Гегель).
Первый подход к естественному праву, как полагает Гегель, соответствует начальным научным принципам, которые отличают ее от простого теоретизирования и перечисления свойств предметов. Практическому подходу недостает критерия для определения необходимого и случайного в неструктурированном состоянии естественного права. Поэтому в эмпирическом подходе существует непоследовательность и противоречивость суждений и конкретизаций, при помощи которых абстракции и единичные характеристики, которые лишены сущности, становятся абсолютными .
Формальный подход к праву, в отличие от эмпирического, представляет формальную идею равенства идеального и реального, где выражена чистая абстракция, абстракция понятия и формы, безразличных к конкретному содержанию. Гегель полагает, что не существует ничего, что при помощи категорического императива Канта не могло бы быть представлено как моральный закон. Но Гегель отдает должное формальному подходу о внутренней общности воли и сознания. Это элемент их учения, когда правовая сущность и сущность долга – одно целое с сущностью мыслящего и волящего объекта.
Учения Канта и Фихте страдают, как полагает Гегель, индивидуалистической трактовкой темы воли: у Канта и Фихте общность воли, будучи итогом интеграции субъективных волений, не внутренне принадлежит всеобщей воле, а достигается только при помощи внешнего и насильственного метода, так как отдельные воли находятся в противостоянии всеобщей воле, а свобода личностей – всеобщей воле.
Гегель противопоставляет свой подход к праву формальному, говоря об абсолютной нравственности, которая имеет тотальную целостность нравственной жизни, как всеобщего и народного духа.
Моральность и легальность, которые противопоставляются в формальном подходе – это абстрактные моменты интеграции, которые уходят и вместе с тем сохраняются в структуре нравственности. Данные мысли развернуто и структурированно развивает Гегель в своих последующих произведениях, особенно – в «Философии права» (1820 г). В
Показать больше