Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все живущие сегодня могут наблюдать, как медицинская наука делает огромные успехи. Теперь с болезнями борются с помощью замечательных компьютеризированных диагностических аппаратов, экзотических технологий и новых лекарств, а обычные люди получают удивительный набор возможностей, когда возникает какая-либо медицинская проблема.
В прошлые века медицина всегда считалась в Церкви почетной профессией. Некоторые из самых любимых фигур в православной христианской традиции объединяли веру в Бога и служение исцеления. Евангелист Лука был врачом. Его Евангелие и Книга Деяний Апостолов, кажется, содержат необычайно большое количество медицинских терминов и ссылок на медицинские ситуации. Святые, такие как Косма и Дамиан и святой Пантелеймон являются примерами широко почитаемых святых врачей Православной Церкви. В течение византийского периода истории Православной Церкви было несколько священников-врачей, которые совмещали священные обязанности Алтаря со служением исцеления. И это ни в коем случае не было чем-то несовместимым. Жизнь нашего Спасителя, Иисуса Христа, также была посвящена служению исцеления. Четыре Евангелия постоянно описывают заботу Христа о физическом благополучии людей. Часто истории рассказывают о людях, которые искали исцеления Иисуса от болезней.
Однако в последнее время в медицине происходит нечто, что создает проблемы для давнего сотрудничества человечества и Бога. Общие положения уже не так тверды, как раньше. Частично это связано с тем, что достижения в области биологических знаний имеют такое реальное и потенциальное применение, которое не только излечивает существующие болезни, но и манипулирует, изменяет естественные процессы человеческого тела и разума. Противозачаточные таблетки и психотропные препараты являются хорошим тому примером. Новые методы обусловливают возникновение новых вопросов для Церкви, которые можно объединить в единое дискуссионное поле под названием «православная биоэтика». В предлагаемой работе мы рассмотрим ее основные ключевые моменты.
ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БИОЭТИКИ
Хотя постоянное медицинское вмешательство и является вторжением в физиологию и психологию больного, тем не менее, это вызывало очень мало возражений со стороны Церкви. Православные христиане увидели пользу в этом для отдельных людей и в целом поблагодарили Бога за них. Однако медицинские разработки продолжились и теперь, похоже, перешли черту, что больше не позволяет нам принимать лабораторные открытия с убежденностью: все новые открытия хороши. Такое положение вещей не ограничивается вопросами медицинской этики. Ранее мы воспринимали эти открытия во имя «прогресса» как замечательные примеры добра, которое может достичь человек. Но начиная с атомных бомб Хиросимы и Нагасаки, мы все больше и больше обнаруживаем, что наш «прогресс» всегда имеет свою цену. Каждый шаг научно-технического прогресса влияет на нашу жизнь как в хорошем, так и в плохом смысле. Поэтому мы учимся просчитывать последствия прогресса с точки зрения окружающей среды, здоровья, а также с точки зрения его влияния на моральное и духовное качество жизни человека.
Кроме того, наша уверенность в правильности применения научных знаний ослабла. Так, в медицине перспектива генетических манипуляций и экспериментов, возникших в результате открытия генетического кода в ДНК, заставила авторитетных ученых спрогнозировать потенциальный вред для человечества и призвать запретить эти эксперименты с хромосомным наследием человека. Как бы то ни было, мы осознаем тот факт, что в области медицины многочисленные решения о возможных процедурах стоят перед каждым из нас в процессе нашей жизни. Теперь можно определить наличие врожденных заболеваний, когда ребенок еще находится в утробе матери. Закон разрешает аборты. Таким образом, родители оказываются перед выбором - прервать или нет? Вот новый вид дилеммы, который медицинские технологии сделали возможным только недавно. Или другой пример. Родственник просит вас пожертвовать почку, поскольку теперь возможна ее пересадка. При этом возникает множество вопросов: правильно ли в первую очередь пересадить орган от одного человека другому? Имеем ли мы право отказаться от органа, необходимого нашему собственному телу? Есть ли обязанность давать орган супругу или ребенку? А незнакомцу? Можем ли мы по праву отказаться от предоставления органа для трансплантации? Должны ли мы изымать органы у мертвых? Правильно ли иметь банки органов? Кто должен получить органы - только те, кто может позволить себе заплатить или нет? Ни на один из этих вопросов и многих других подобных вопросов, связанных с каждым новым медицинским достижением, не обладает очевидным ответом. И ни на один из этих вопросов не может быть получен, исходя из исключительно научно-технических предпосылок. Эти дилеммы содержат в себе глубокие вопросы добра и зла, добродетели и греха, моральных и духовных ценностей.
В результате появилась новая область исследования, известная как «биоэтика». Она, в предельно обобщенном виде, занимается вопросами добра и зла. Как и все новое, биоэтика имеет корни в прошлом. Например, православно-христианское этическое учение всегда касалось жизненных вопросов. Библия, писания Святых Отцов Церкви, церковно-канонический закон, даже богослужение и сакраментальная жизнь имеют этические последствия для решения жизненных проблем. Лишь недавно светские и религиозные специалисты по этике пытались решать эти проблемы согласованным и организованным образом, обращая особое внимание на вызовы со стороны новых медицинских технологических возможностей. Биоэтика признает, что ответы на вопросы, аналогичные указанным нами выше, не могут быть даны без учета принципов и ценностей, которые не выводятся из науки. Таким образом, одни биоэтики ищут ценности «общего знаменателя»; другие выбирают определенную философскую позицию, чтобы основывать свое мышление и учение; третьи же основывают свое мышление и руководство на религиозных традициях.
Православный подход к биоэтике удобно рассматривать в двух основных рубриках: защита жизни и передача жизни. При рассмотрении каждой из биоэтических проблем мы основываемся на утверждениях, заключающихся в доктринах об образе и подобии, теозисе, человеческом самоопределении и ответственности, тесной связи тела и личности и взаимопроникающих отношениях заповеди, любви и реализация истинного человеческого потенциала.
Показать больше