Фрагмент для ознакомления
2
§1. Законодательный процесс Государственной Думы
Федерального Собрания в правовых позициях
Конституционного Суда РФ.
Большая часть решений Конституционного Суда РФ посвящена процедурным вопросам деятельности Государственной Думы Федерального Собрания. Если учесть, что основная функция Государственной Думы состоит в законотворчестве, Конституционным Судом РФ неоднократно обращалось внимание на вопросы об определении порядка законотворческого процесса.
Как писал исследователь Н. В. Витрук, Конституционным Судом РФ разъясняется процедурный порядок в целях единообразного применения законотворческого процесса со стороны всех его участниками, что отражается в регламенте палат ФС РФ, федеральном законодательстве .
3
Исследователь М.А. Митюков отмечает, что Постановлениями Конституционного Суда РФ практически полностью изложен весь законодательный процесс, и без того схематично определенный Основным Законом государства .
Так, при проведении проверки на предмет соответствия Основному закону государства ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» Конституционным Судом была в полной мере изложена позиция по поступившему запросу Президента Российской Федерации. Последним полагалось, что депутатами Государственной Думы при принятии спорного закона были допущены требования к процедуре законотворчества.
В частности, депутаты ГД ФС РФ ФС РФ при принятии обозначенного нормативного акта голосовали не только за себя, но и за тех, кто отсутствовал на заседании. Кроме того, голосование в Думе было проведено путем опроса парламентариев с помощью подписных листов. Конституционным Судом РФ было констатировано, что ГД ФС РФ при принятии своего Регламента было определено обязательное личное участие парламентариев в заседаниях нижней палаты ФС РФ. Вместе с тем Суд указал на право Думы вносить изменения в Регламент в части дополнений, касающихся порядка передачи депутатом своего голоса в связи с отсутствием его на заседании ввиду исключительных обстоятельств.
Относительно второй части запроса Конституционным Судом РФ было указано следующее: голосование по принятию Закона проходило согласно положений Регламента СФ, которыми были учтены особенности деятельности данной палаты, специфики его состава, при которой некоторые члены СФ ФСРФ не всегда имели возможность присутствовать на заседания нижней палаты, что было вызвано объективными причинами.
Данная позиция Конституционного Суда РФ была изложена в Постановлении от 5 июля 2001 г. № 11-П .
§2. Сравнение законодательного процесса на федеральном и региональном уровне: основные противоречия и необходимость внесения изменений в регламенты парламентов.
Законодательным процессом можно емко назвать сложный и многогранный процесс, главная задача которого состоит в принятии законодательного решения либо акта . В данной процедуре принимают участие ограниченное число факторов, способных оказать влияние на конечный результат. В Российской Федерации их количество является значительные: помимо федеральных, в законодательном процессе ведущую роль играют и региональные парламенты.
Установленное конституционное равенство всех участников рассматриваемого процесса на деле оказывается не таким уж явным, так как функции у каждого из них разные.
Так, Госдума РФ в данном случае имеет большее значение среди других участников, так как именно в этом органе проходят главные этапы согласования и принятия нормативно-правовых актов. При этом роль Госдумы в обозначенной области не является абсолютной, так как у СФ РФ также имеются серьезные способы оказания влияния на принимаемые нижней палатой решения, включая полное их отклонение.
4
Посредством законотворчества можно определить важнейшую сторону деятельности уполномоченных субъектов, в качестве форме их активности. Цель законотворчества состоит в формировании норм права, их изменении, отмене и дополнении.
На современном этапе развития страны, в рамках общего процесса демократических преобразований идет и преобразование существующей правовой базы.
В течение длительного периода и в советских и в российских научных правовых исследованиях существует мнение, что необходимо совершенствовать законодательство, а также принимать меры, направленные на повышение качества принимаемых нормативно-правовых актов. Плохой закон является таким уж часто встречаемым, но более часто нам приходится сталкиваться с ненадлежащим его применением. Вместе с тем, исключать и несовершенство нормативноправовой базы и законодательного процесса в целом, не приходится, к сожалению.
В настоящее время в Российской Федерации можно выделить такие основные виды правотворчества как законотворчество парламента, принятие нормативных актов референдумом, подзаконное нормотворчество государственных органов, подзаконное нормотворчество органов местного самоуправления, локальное нормотворчество, договорное нормотворчество и др. Учитывая еще наличие федерального и регионального уровней правотворчества, правотворческие органы и их виды составляют довольно значительное количество. При этом принимаемые в этих многочисленных правотворческих органах нормативные правовые акты существенно отличаются друг от друга, что значительно усложняет работу с ними и порождает массу коллизий и неточностей, в результате сказывающихся на общественных отношениях.
Российское государственное устройство предполагает наличие двух уровней законодательства: федерального и субъектов Российской Федерации. Теоретические и практические проблемы регионального права пока не получили должного внимания. Роль правотворчества субъектов Федерации постоянно возрастает.
§3. Сравнение конституционно-правового статуса Президента РФ и Президента Франции
В соответствии с положениями статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ является главой Российского государства .
Президент Российской Федерации, будучи гарантом Основного закона государства и конституционно стоя над ветвями власти, занимает главенствующее положение в системе органов государственной власти РФ .
Как указывали исследователи Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, придание Президенту РФ статуса главы государства было предопределено объективными причинами. С этим была связана, прежде всего, необходимость повышения степени персонифицированного представительства государства как на уровне страны, так и на международной арене .
Г.В. Васильева пишет, что концепция власти президента, закрепленная в Основного закона 1993 г., была предопределена объективными потребностями в наделении Президента Российской Федерации полномочиями, которые обеспечивали единство власти в государстве, устойчивость систем управления, слаженное функционирование ветвей власти при условии разделения властей и в значительной степени отличается от прежней модели главы государства
5
РСФСР - высшего должностного лица РСФСР и главы исполнительной власти (закрепленной в Конституции 1978 года с учетом редакции, внесенной Законом РСФСР от 24.05.1991 г., и положениях нормативно- правовых актов Закона «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР», а также «О вступлении в должность Президента РСФСР») .
Общие положения о конституционных полномочиях Президента РФ закреплены в главе 4 Конституции Российской Федерации, но не ограничены данными нормами. Конституционноправовая характеристика Президента Российской Федерации как главы государства не просто ставит его за пределами традиционного разделения власти, но и одновременно включает себя закрепление за ним полномочий во всех трех ветвях власти .
Глава государства является лицом Российской Федерации как на национальном уровне так на международной арене, предопределяет основные векторы развития внутренней и внешней политики, Президент РФ обращается с посланиями к ФС РФ, назначает выборы, имеет права законодательной инициативы и отлагательного вето, вправе назначить референдум, формирует Правительство и, более того, влияет на его функционирование, участвует в формировании корпуса судей.
§4. Сравнение конституционно-правового статуса депутата в РФ и США
Конгресс Соединенных штатов Америки включает в себя две палаты: представителей и Сената. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании и не могут быть распущены досрочно. Палата представителей избирается на два года в составе 435 парламентариев по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы относительного большинства. Между штатами места в палате распределяются пропорционально численности населения. Перераспределение мест от каждого штата происходит каждые 10 лет по результатам переписи населения Соединенных штатов Америки. Избранным может быть лицо, являющееся гражданином штатов не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в том штате, от которого оно баллотируется (как правило, кандидат в депутаты должен проживать и в соответствующем избирательном округе).
Сенат образуется путем избрания по два сенатора от каждого штата независимо от численности его населения сроком на шесть лет, при этом каждые два года состав Сената обновляется на 1/3. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином Соединенных штатов Америки не менее девяти лет, достигшее возраста 30 лет и проживающее в штате, от которого данное лицо избирается.
Члены обеих палат Конгресса обладают иммунитетом, который носит ограниченный характер (они пользуются неприкосновенностью только во время сессии, по пути на сессию и обратно). И иммунитет тем не менее не распространяется на случаи измены, тяжкого уголовного преступления и нарушения общественного порядка. Парламентарии пользуются также индемнитетом, т.е. не несут ответственности за высказывания и голосование в палатах. Однако в случае нарушения регламента либо этических норм к депутату могут быть применены такие меры взыскания, как порицание, выговор, лишение статуса старшинства (привилегированного положения, которое имеют депутаты, занимающие ключевые посты или пребывающие в Конгрессе длительное время), исключение из состава палаты (последняя мера согласно разд. 5 статьи 1
6
Конституции Соединенных штатов Америки может быть применена к депутату лишь с согласия 2/3 членов соответствующей палаты) .
Мандат, полученный членами Конгресса Соединенных штатов Америки от избирателей, носит свободный характер. Считается, что они представляют всю нацию, а не только своих избирателей, следовательно, формально не связаны какими-либо обязательствами. В то же время от избирателей зависит переизбрание конгрессменов на следующий срок, что практически всегда учитываться последними.
Члены Палаты представителей получают жалованье, депутаты пользуются бесплатным медицинским обслуживанием. Им компенсируют некоторые расходы (почтовые, телефонные, канцелярские, командировочные и т. д.). Каждому конгрессмену предоставляют служебные помещения как в Вашингтоне, так и в соответствующем избирательном округе. Имеют они и собственный штат помощников. Члены обеих палат Конгресса Соединенных штатов Америки по достижении установленного законом возраста получают специальную пенсию, размер которой зависит от стажа пребывания в Конгрессе.
§5. Сравнение конституционно-правовых основ местного самоуправления в РФ и ФРГ
Развитие местного самоуправления в России и ФРГ является в настоящее время одной из наиболее обсуждаемых тем.
Сразу необходимо отметить, что для коммунальной политики ФРГ наиболее актуальными являются следующие проблемные моменты:
- проблема соответствия организационной формы выполняемым общинами функциям;
- соразмерного распределения публичных целей между федерацией, федеративными землями и общинами;
- соответствующие этим распределениям задач распоряжения под личную ответственность необходимым финансовым обеспечением .
Схожие проблемы имеют место в вопросах местного самоуправления в Российской Федерации. В связи с этим повышается актуальность и важность исследования, аналитического осмысления существующей проблематики, путей их разрешения и процессов становления муниципальной политики в России и немецком государстве.
Моделям местного самоуправления в обозначенных странах присущи как общие, так и специфичные характеристики.
В особенностях организации местной власти в России и ФРГ следует выделить некоторые основные положения.
Если в Российской Федерации преобладает основанная на толковании положений конституции позиция, характеризующая местное самоуправление в качестве вида публичной власти, то в Германии действует совершенно противоположный подход. Местное самоуправлении рассматривается именно в качестве государственной власти, непосредственного государственного управления, коорое осуществляется посрделством функционирования организационно
7
обособленных звений - территориальными корпорациями государственного права . В главном законе Германии институты местного самоуправления рассматриваются в пределах государственного управления в подразделе «Федерация и земли» , в Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление как непосредственного института общественного устройства, являющегося связующим звеном между обществом и государством в целом . В ФРГ для местного самоуправления в целом характерная его непосредственная связь с публичным управлением в качестве его составной части. Законотворческая деятельность общин и их объединений является, в свою очередь, составляющей административного законотворчества.
Общинам в ФРГ предоставляется право осуществлять полномочия, предусмотренные законом, на местном уровне. При этом под общинами в ФРГ следует понимать территориальные поселковые единицы на местном уровне. Эти территориальные единицы и являются ведущими субъектами местного самоуправления.
Задачи, которые стоят перед органами управления общин, можно разделить на собственные и возложенные иными государственными органами. К собственным функциям относят как обязательные полномочия, так и добровольные. Обязательные полномочия и функции предписываются органам управления общин на уровне закона. К ним можно отнести строительство и эксплуатацию школьных зданий, пожарную охрану, строительство и эксплуатацию общинных дорог, санитарный надзор и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) СПС «Консультант- Плюс»;
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»;
3. Федеральный конституционный закон от 15.12.2001 № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»;
4. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»
5. Федеральный закон от 15.04.1998 № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СПС «Консультант - Плюс»;
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об общих принципах организации нормативно-правовых (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» //СПС «Консультант- Плюс»
8
7. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 3994; Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3907
8. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации: Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (в ред. от 16.06.2015) // СПС «Консультант- Плюс»
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П // СПС «Консультант- Плюс»
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 № 17-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июля 1995 г. № 1090-1 ГД «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и от 11 октября 1996 г. № 682-II ГД «О порядке применения пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации»
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 № 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» // СПС «Консультант- Плюс»
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 8-П// СПС «Консультант- Плюс»;
14. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского ун-та. 1998. № 1;
15. О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова, А. В. Малько. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. В. Малько. - М.: Норма// СПС «Консультант- Плюс»;
16. Васильева Г.В. Комментарий к статье 80 // Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева, А.С. Деденева и др.; общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996 // СПС «Консультант- Плюс»;
17. Витрук Н. В. Конституционное правосудие в Российской Федерации (1991-2001 гг.): очерки теории и практики // СПС «Консультант- Плюс»;
18. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002 //СПС «Консультант- Плюс»;
9
19. Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М.: Норма, 1998 //СПС «Консультант- Плюс»;
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., М., 2001 //СПС «Консультант- Плюс»;
21. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007;
22. Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2012; Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996;
23. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.,2002. // СПС «Консультант- Плюс»;
24. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003 //СПС «Консультант- Плюс»;
25. Митнжов М. А. Решение Конституционного Суда Российской Федерации как источник парламентского права // Эффективность закона (методология и конкретные исследования). М. // СПС «Консультант- Плюс»;
26. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / Под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2000;
27. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2000;
28. Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Уч. пособие. М., 1996 //СПС «Консультант- Плюс»;
29. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003
30. Grundgеsеtz für diе Bundеsrеpublik Dеutschlаnd vоm 23. Mаi 1949 (BGBl. S. 1), zulеtzt gеändеrt durch dаs Gеsеtz vоm 11. Juli 2012 (BGBl. I S. 1478).Местное самоуправление в России и Германии // СПС «Консультант-Плюс».