Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российский рынок косметики является одним из самых привлекательных в мире. Развитие брендов в косметике стало более актуальным в связи с увеличением потребительского спроса на косметические новинки. Основные игроки постоянно выводят новые товары на рынок с целью расширения ассортимента, увеличения продаж и из-за острой конкуренции. По мнению многих экспертов, российский рынок косметики является одним из самых привлекательных и быстрорастущих в мире. Даже не смотря на некоторые экономические затруднения, падения курса рубля и санкции, косметический рынок продолжает расти, пусть более низкими темпами.
Это можно объяснить несколькими факторами:
Во-первых, производители молниеносно реагируют на кризисные ситуации, создают гибкую систему скидок и бонусов, также оптимизируют свои запасы, сокращают рекламные бюджеты и корректируют ассортимент.
Во-вторых, многие компании, осознав спад доходов населения, стали выходить в масс-маркет, создавая товары по более привлекательным ценам.
В-третьих, основные игроки рынка имеют мощные научные отделы, которые, используя новые технологии, создают множество новых продуктов.
В-четвертых, целевая аудитория косметической продукции в основном женщины, которые не хотят экономить на своей красоте, и в тяжелые времена, покупка косметики для них является своеобразным антидепрессантом.
Все эти факторы помогают косметической индустрии переживать кризисные времена.
При подготовке реферата использована официальная статистика:
Федеральная служба государственной статистики РФ,
Министерство экономического развития РФ,
Федеральная таможенная служба РФ,
Таможенный союз ЕврАзЭС,
Всемирная торговая организация.
1 Производство косметических средств в структуре ВВП
Все косметические средства можно разделить на две большие группы:
Декоративная косметика, предназначенная для улучшения внешнего вида и маскировки изъянов кожи, а также для создания макияжа, маникюра и педикюра.
Ухаживающая косметика, предназначенная для ухода за кожей лица, тела, ногтями и волосами. Она создана для поддержания красоты и молодости кожи, а также для решения различных косметических проблем (повышенная жирность кожи, морщины, шелушение, сухость и др.). В группу включены и средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, средства для принятия ванн.
Российский косметический рынок является одним из самых крупных и быстрорастущих рынков косметических средств, его доля на мировом рынке составляет около 3 %. Согласно данным Euromonitor, объем российского рынка косметических средств составляет 16,5 млрд.долларов.
Среди основных тенденций поведения потребителей и производителей рынка косметики можно выделить следующие:
Капиталовложения в инновации. Производители понимают, что нужно постоянно стимулировать спрос и вызывать интерес у потребителя не только с помощью активной рекламы и других promotion-акций, но и предлагать ему что-то новое, создавать уникальное торговое предложение.
Изменение потребительского настроения. Несмотря на то, что специфика потребления косметической продукции в России сильно отличается от мирового рынка, и женщины, вопреки всему, радуют себя покупкой косметики, превалирует рациональный подход к покупке. Потребитель стал прагматично и практично подходить к покупке, большое внимание уделяется соотношению «цена-качество», однако, такие показатели, как важность бренда, все же имеют силу.
Тенденция предпочтения продукции российских производителей, которая наметилась еще в 2009 году из-за экономического кризиса, сейчас, на фоне политических событий, стала еще более актуальной. Особенно это заметно в сегменте средств по уходу за кожей и средств по уходу за волосами. Потребители стали чаще останавливать свой выбор на российских производителях не только по причине более низких цен, но и потому, что у многих потребителей есть мнение, что российская косметика более натуральная и не содержит химических компонентов.
Рост цен на косметику в 2014 году, в среднем, составил 15–30 %, но, не смотря на это, спрос не сократился, компании выполнили свои планы продаж на 150–250 % и не ожидают падения спроса в 2015 году.
Развитие органического сегмента. Несмотря на то, что органический сегмент в структуре российского косметического рынка занимает всего 1 %, его рост за год составил 30 % и, по прогнозам, сегмент вскоре должен занимать 3 % от общего рыночного объема. Учитывая эту динамику, индийская компания Amsar Pvt Ltd создала специальную линейку органической косметики, с учётом структуры кожи и волос среднестатистического жителя центральной России. На российском рынке представлены все основные европейские органические бренды, включая STYX, Weleda, Melvita, LOGONA и Dr.Haushka. Лидером является российская Natura Siberica с оптимальным соотношением цена / качество.
Увеличение спроса на мультифункциональную косметику. Становятся все более популярные средства, предлагающие сразу несколько решений, например, пудра, которая матирует, увлажняет и защищает от солнца, антивозрастные матирующие крема.
Рост потребления средств по уходу за кожей лица. Увеличилось количество женщин, использующих средства для умывания, с 21 % в 2010 году до 50 % в 2014 году и средств для очищения кожи лица с 52 % до 67 %. Также выросло количество женщин, посещающих косметические салоны и салоны красоты — с 4 % в 2000 году до 40 % в 2014.
Рассматривая косметический рынок, важно отметить, как распределяются продажи внутри данного рынка, т. е. по сегментам. Российский рынок косметических средств так же разделен по ценовым сегментам: масс-маркет, средний класс, люкс.
«Mass market» — недорогая косметика, которая производится большими партиями, продажи которой сопровождаются агрессивной рекламой. 70 % от стоимости продукции идет на рекламу, 20 % — на упаковку и только 10 % — на производство. Среди марок этого сегмента следует отметить Ruby Rose, Неrbinа, Oriflame, Avon, Nivea, Eveline, Lumen, Belinda и другие.
«Middle market» — косметика среднего класса, содержание натуральных биологически активных веществ в этой косметике составляет от 30 % до 60 %. Представители данного сегмента: Revlon, L’oreal, Магу Кау, Pupa, Borjois и другие.
В косметике “Люкс” используются высокие технологии, содержание натуральных биологически активных веществ в продукции 70 %-80 %. Сырье в этой косметике экологически чистое без синтетических удобрений, в производстве используются интерактивные энзимные технологии. В России в данном сегменте представлены марки Elizabeth Arden, Ive Saint Laurant, Nina Richy, Chanel, Estee Lauder, Cleanic, Helena Rubination, Givenchy, Christian Dior и другие.
По данным «РБК. Исследования рынков», 92,3 % потребителей косметики в России покупают косметику сегмента масс-маркет, 44,3 % предпочитают косметику класса «люкс», 37,7 % покупают аптечную косметику.
Характерной чертой для российского потребителя является то, что люди со средним и даже ниже среднего достатком иногда покупают косметику класса премиум, что формирует высокий потенциал для развития данного сегмента.
Что касается основных игроков российского косметического рынка, здесь представлены как отечественные, так и зарубежные производители. Множество игроков рынка представляют потребителю широкий ассортимент своей продукции во всех ценовых сегментах. Данный рынок характеризуется тем, что около 10 компаний занимают практически 80 % рынка. Лидирующие позиции на рынке занимают транснациональные компании, продукция которых широко представлена во всех сегментах: L’Oreal, Procter & Gamble, Henkel, Unilever, Oriflame, Avon, Beiersdorf. В десятку самых популярных брендов входят Avon, Oriflame, Ruby Rose, Max Factor, L´Oreal, Maybelline, Bourjois, Lumene, Faberlic,MaryKay.
Российский косметический рынок бурно рос в течение последних 10 лет, эксперты прогнозируют и дальнейший рост рынка, что может привлечь новых производителей на данный рынок. Российских производителей представлено не много из-за сильной конкуренции со стороны транснациональных компаний. Следует отметить, что за последние годы произошли изменения в структуре каналов продаж и большую часть занимает специализированная розница. По оценкам экспертов, потенциальная емкость косметического рынка в России составляет около 15–18 000 000 евро, однако такой уровень будет достигнут только в 2017–2018 годах.
С 2014 по 2018 гг. производство косметических средств в России увеличилось на 17,6%: с 2,0 до 2,3 млрд шт. Показатель рос относительно предыдущих лет в 2015-2017 гг. и сокращался в 2018 г.
Девальвация рубля оказала стимулирующее воздействие на отечественное производство косметических средств по нескольким причинам.
Показать больше