Фрагмент для ознакомления
2
При обучении ребенка так или иначе педагоги предъявляют к нему требование владеть понятием цвета, уметь сочетать цвета - например, в рисунке или поделке, а в процессе взросления овладевать еще и формой и пропорциями.
Так же и сам ребенок проявляет живое внимание к художественному творчеству - эксперименты с красками, которые можно смешивать, получая новые цвета, увлекают любого дошкольника.
Е.А. Флёрина заметила в детском рисунке многие достоинства – искреннюю эмоциональность, ориентированную на передачу впечатлений, а не создание определенного настроения у зрителя, содержательность, живую ориентацию на недавний жизненный опыт, смелость в изображении – до 4-х лет ребенок не боится рисовать и не оценивает свои рисунки с точки зрения композиционной точности или соответствия реальности.
Выразительность детского рисунка — это отражение некоторых признаков предмета и передача отношения к нему. Они используют элементарные умения и навыки в передаче достоверности изображения.
Ребенок не может создать абсолютно грамотный рисунок, но используя минимальные средства выразительности приближаться к достоверной передаче своих впечатлений, знаний об окружающем мире. Линия также используется как средство выразительности. Любимые предметы ребенок рисует, старательно выводя линии, а неинтересные — небрежно.
В.С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения.
При этом произведением искусства рисунок не является по целому ряду причин. Во-первых, это несовершенство моторики дошкольника, которое не позволяет ему самому передать задуманный образ с той детализацией, которой ему хотелось бы.
Во-вторых, это отсутствие культурно значимого сообщения в рисунке – ребенок изображает знакомое, приятно, любимое, то, что значимо субъективно для него, но может не иметь общечеловеческой ценности и не представлять интереса для постороннего зрителя.
В-третьих, дошкольник еще не имеет достаточного кругозора в области искусства для того, чтобы сделать в нем нечто новое, индивидуальное, чего еще не встречалось ранее.
Тем не менее, детское творчество должно поощряться, поскольку положительные впечатления от творчества, полученные в детстве, в дальнейшем укрепляют мотивацию самосовершенствоваться в нем даже вопреки трудностям.
2. Дать характеристику средств выразительности, используемых дошкольниками при создании образа.
Главное и самое раноосваиваемое средство выразительности – цвет. Знакомство детей со знаниями в области цвета напрямую способствует развитию у них эстетического чувства, существенно расширяет горизонты восприятия мира.
Познание цветов происходит в процессе естественного наблюдения за миром вокруг - это познание природы и предметов искусства, а так же в процессе обучения и творчества - рисование, составление аппликаций, многие другие действия требуют от ребенка сформированных цветовых представлений.
Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребёнок применяет цвет для передачи отношения к образцу: яркими, чистыми, красивыми цветами дети изображают любимых героев, приятные события, а темными нелюбимых, злых персонажей.
Выразительность может заключаться в самом выборе инструмента рисования – ребенок может комбинировать материалы, добиваясь большей яркости, акцента на какой-то части рисунка, может рисовать пальцами, руками.
Линия – наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом. Дошкольнику тяжело даются ровные линии, он плохо контролирует руку, мелкую моторику пальцев, но линии являются основным средством изображения, пока ребенок не осваивает оттенки, объем и светотени.
Пятно – для дошкольника одно из основных средств выразительности, особенно в работе с красками, но и карандашами он может попытаться наполнить предмет цветом внутри контура.
Движение. Положение предметов в пространстве и их движение дошкольник передает плохо, самые ранние рисунки, как правило, выглядят статикой, персонажи обращена к зрителю.
Композиция. В самых ранних рисунках ребенка изображение располагает на одном плане, нет предметов приближенных и более далеких, дошкольник еще не знаком с понятием перспективы.
У детей 5 - 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств, для отображения отдельного образа или сюжетной композиции.
Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми среднего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании. Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей.
3. Раскрыть и объяснить трудности усвоения дошкольниками способов изображения.
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного сенсорного развития ребенка. В этом процессе главенствующую роль он отводил изобразительному искусству. Рисуя, ребенок учится создавать цвет, менять его оттенки и интенсивность, смешивать цвета, и получает от этого удовольствие.
Я. А. Коменский предположил, что формировать цветовые познания у детей необходимо постепенно, по направлению к усложнению и расширению спектра, и при этом в занятиях учитывать возрастные особенности развития. Свои методы обучения он строил на эмоциональном отношении к цвету и предлагал формировать у ребенка область цветового восприятия, используя те предметы, которые доставляют эстетическое удовольствие.
Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.
По современным данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.
Исследования Е.А. Аркина и З.М. Истоминой показывают, что в 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т.е. дети легко различают все основные цвета.
Показать больше