Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последнее время гипертекст становится объектом пристального внимания со стороны различных ученых, как лингвистов, филологов, так и социологов, журналистов, экономистов. Специфика гипертекста, его полифункциональность приводят к многостороннему комплексному его воздействию на окружающую его среду. Рост значимости медиатекста связан с трансформацией человеческого образа жизни, превращения его, по словам Е.Л. Вартановой, в человека медийного. Е.Л. Вартанова подчеркивает, что значимость медиатекста определяется его возможностями создания единого информационного и ценностно-смыслового пространства с конструированием культуры нации на территории российской Федерации и за ее пределами путем применения сети Интернет.
Благодаря распространению на данный момент мобильного интернета медиатекст включает медийного человека в единое информационное пространство даже в условиях, при которых ранее он остался бы без массинформации, например, в удаленных населенных пунктах, во время отдыха на природе, любых иных местах, где традиционные источники информации, как телевидение, радио, печатные СМИ отсутствуют.
1. Теоретические подходы к понятию «медиатекст», его основные характеристики и функции
Значимость понятия «медиатекст» предопределяет необходимость его рассмотрения различными авторами. Е.Л. Вартанова представляет медиатекст как систему содержания СМИ. В связи с чем, автор обращает внимание на тот факт, что язык СМИ постепенно становится достоянием не только журналистских текстов, но и рекламных, текстов массовой культуры, текстов, созданных специалистами по связям с общественностью, – всего того, что формирует единство и связность медиатекста. Согласно Е. Л. Вартановой, журналистский текст, в настоящее время занимающий в содержании многих массмедиа не всегда основную часть, что позволяет как различать
журналистские тексты в содержании массмедиа, так и вводить новые понятия в цепочку терминов . По мнению Г.В. Лазутиной, медиатекст связан с понятием массового информационного потока. Под массовой информацией данный автор понимает пласт информации, которую люди оказываются способны понимать друг от друга, несмотря на разный жизненный опыт, специализацию в труде, разные социальные позиции, принадлежность к разным этносам, выполняющий роль духовного моста между представителями разных социальных общностей . Автор рассматривает медиатекст особую разновидность массовой информации, где возможна ассоциация как особое на эталоны массового сознания или на данные науки. Данный текст связан с ситуативно возникающим информационным образованием, производимым общественным сознанием в целом и призванным выполнять роль программы поведения масс в меняющихся условиях, использующим языки массового сознания.
2. Характеристика гипертекста
В современной литературе все чаще встречается понятие гипертекст. К нему обращались писатели 19-20 веков и на наш взгляд тенденция не прекратит своего существования и гипертекст станет литературой будущего, ведь это разумная замена линейным произведениям по нескольким причинам.
Что касается самoго понятия гипертекст, то его можно охарактеризовать как нелинейный текст, который пoзволяет читателю самим выбрать путь чтения пo средствам ссылок и связей с другими текстами. Можно также сказать, что это многоуровневая система информации, по которой читатель может нелинейно путешествовать и выбирать свой путь прочтения этoй информации. Считается, что гипертекстовая литература это литература будущего потому, что несомненно появится такое поколение новых людей, которые абсолютно забудут, что такое линейный текст, а гипертекст станет обычным делом, он станет популярным художественным средством. Тексты будут независимы друг oт друга во всех смысла и чуть ли не каждое слово будет сопровождаться ссылками и гипертекстуальными связями, тянущимися из закоулков огромного, всепоглощающего информационного пространства. Вопрос свободного выбора всегда привлекал людей и это еще одна причина, почему гипертекст станет популярным в будущем не только в литературе, но и в сознании человечества.
3. Возникновение гипертекста
Понятие гипертекст зародилось в самом начале двадцатого века, благодаря американскому учёному Ванневару Бушу. Им был сформулирован алгоритм работы некоторого оборудования, которое должно просмотреть и записать в формате фотоплёночных микрофильмов разную документацию. Революционным в идее Буша стал не сам способ фотографирования, а именно методика доступа к информационным данным, которая должна быть основана на перекрёстных ссылках. По этой причине, возможно считать его первооткрывателем идеи гипертекста как методики работы с информационными блоками. В системе Буша, ссылки предполагалось делать на добавочных полях документации, и они отправят человека к нужным информационным данным.
Но тем не менее, Буш только сформулировал идею, а реально термин «гипертекст» возник в 1965ом году в работе специалиста Теда Нельсона. Он изобрёл собственную методику работы с текстовой информацией, которой дал название Xanadu. Нельсон дал следующую формулировку термину: гипертекст — это формат текста, который может ветвиться или выполняться по запросам. Другими словами, это "нелинейное письмо", которое "более чем текст".
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Понятие гипертекст зародилось в самом начале двадцатого века, благодаря американскому учёному Ванневару Бушу.
Первые версии гипертекста относят к 1986 году, а в 1991 году гипертекст был существенно доработан и стал использоваться для передачи по просторам всемирной паутины.
Информатика под гипертекстом понимает текст, который отформатирован языком разметки и который имеет в своём формате гиперссылки на иные компоненты. Если брать более общую формулировку, то гипертекст — это всякий текст, который имеет в своём составе ссылки от одного раздела текста к другому.
Гипертекст можно охарактеризовать как нелинейный текст, который позволяет читателю самим выбрать путь чтения пo средствам ссылок и связей с другими текстами.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белл А.Г. Достижения Медиа Дискурса / А.Г Белл. – Лондон: Блэквелл, 2010. – С. 3
2. Вартанова, Е.Л. Медиатекст объединяет миллионы людей, интегрирует их в единое информационное и ценностно-смысловое пространство / Е.Л. Вартанова. - URL: http://www.journ.msu.ru/blog/blog_vartanovoy/51.php(дата обращения: 10.06.2020)
3. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиалингвистики АДД, М., 2000; Вопросы изучения медиатекстов» Макс-пресс, 2000
4. Засурский, Я.Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции / Я.Н. Засурский// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2015. - № 2. – С. 3—6
5. Казак М.Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии / М.Ю. Казак // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/52854282.. (дата обращения: 01.06.2020).
6. Красноярова, О.В. Текст и медиатекст: проблема дифференциации понятий / О.В. Красноярова /// Вопросы теории и практики журналистики. – 2015. – Т.4 – №1. – С. 85 – 100
7. Кузнецова, А.В. К определению понятия медиатекста /А.В. Кузнецова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2010. – № 5. – С. 141
8. Кузьмина, Н.А. Медиатекст: учеб. Пособие / Н. А. Кузьмина. – М.: Инфра-М., 2017. – С. 21
9. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов / Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 22
10. Лисицкая, Л.Г. Современный медиатекст и его роль в языковой подготовке бакалавра / Л.Г. Лисицкая // Высшее образование в России. 2014. - №4. – С. 101 – 106
11. Медиатекст: стратегии – функции – стиль : коллективная монография / Л.И. Гришаева, А.Г. Пастухов, Т.В. Чернышова (отв. ред.) – Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. – 226 с.
12. Сметанина, С.И. Медиатекст в системе культуры / С,И. Сметанина. – Спб, 2002. – С. 24
13. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. - Ростов н/Д, 2001. – С. 38
14. Шилина, М.Г.Медиатекст в Интернете:теоретико-методологические подходы к исследованию / М.Г. Шилина// URL: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/shilina_konfmt.pdf. (дата обращения: 01.06 2020)