Фрагмент для ознакомления
2
направленного процесса, имеющего значимость и смысл. Явления действительности интересуют старшего подростка не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.
В данном аспекте, многие учёные - психологи, например, Л. И. Божович, А. В. Иващенко и др. приводят конкретизированную схему целей развития в старшем подростковом периоде [6; 19]:
• Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
• Социальное созревание - от чувства неуверенности в себе при нахождении в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от неуживчивости в обществе к толерантности.
• Освобождение от опеки родителей - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
• Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
• Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
• Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм;
от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
• Формирование жизненной философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию; от стремления к удовольствиям и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга.
Помимо вышесказанного, определяются следующие задачи развития в период старшего подросткового возраста:
1) принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела. Старший подростковый возраст —начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Продолжается развитие мозга. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии.
2) усвоение мужской и женской роли: молодые люди должны избрать модель полового поведения. В связи с этим происходит установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.
3) завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, а также подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности.
4) формирование социально-ответственного поведения, подготовка к участию в деятельности на пользу общества, усвоение политической и общественной ответственности гражданина.
5) построение системы ценностей и этического самосознания как ориентиров собственного поведения.
6) подготовка к профессиональной карьере.
Сиротство – острая проблема, которая требует разностороннего подхода в воспитании психически и физически здоровых личностей. К сожалению, за последние годы число детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает. Понимание и последовательная работа над особенностями развития ребенка–сироты определяются социокультурными и социально–экономическими условиями в обществе.
Исследования, проведенные отечественными учеными, свидетельствуют о том, что без семьи ребенок априори развивается по особому пути и у него, так или иначе, формируются специфические черты характера в его поведении. И, более того, в большинстве случаев именно психологический фактор выступает причиной не только личностных и социальных, но и соматических отклонений, которые возможно скорректировать только путем регулярной психологической терапии.[1]
В ряде научных статей выделяют три основных фактора, оказывающих большее значение на детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: импринтинг или запечатление образа родителя, депривацию и привязанность. Период формирования образа родителя (импринтинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей.[2] В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импринтинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.
С первых дней жизни родители становятся для ребенка и первым объектом привязанности. Эмоциональная связь, которая устанавливается между родителями и ребенком выступают образцом для ребенка в выстраивании дальнейших отношений с другими людьми. У детей–сирот эта связь либо отсутствует, либо нарушена, и так как у них не развивалась привязанность в раннем возрасте, то во взрослой жизни эти дети чаще всего оказываются не способны к глубокой связи и им сложно завязывать с другими любящие, продолжительные отношения[3].
Третьим фактором, который оказывает важную роль в развитии ребенка, выступает депривация (лишение возможности удовлетворения важных потребностей): на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Все приведенные потребности важны для становления здорового индивидуума общества, дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, развиваются без стимулирования данных потребностей. Рассмотрим подробнее особенности нарушения каждого аспекта развития.
Снижение либо полное отсутствие количества телесных, зрительных, слуховых контактов с матерью приводят к сенсорным нарушениям у ребенка. Доказано, что еще находясь в утробе, на ребенке негативно сказываются такие недопустимые для будущей матери поступки, как непринятие беременности, употребление алкоголя, табака и других психоактивных веществ, длительное пребывание в стрессовом состоянии.
Всё это приводит к нарушениям в развитии малыша не только физиологического характера, но и психологического. Как правило, к ним относятся нарушение ритма сна и бодрствования, эмоциональная неустойчивость, что приводит к чрезмерно беспокойному поведению.[4] Проблемы в развитии сенсорного уровня отрицательно влияют и на следующий когнитивный уровень. Дети, воспитывающиеся в специализированном детском доме, лишены уверенности, в отличие от тех детей, которые растут в семьях, ведь для них окружающий мир полон заботы и поддержки. Такие дети особенно тревожны, и, как следствие, они медленнее развиваются, осваивая окружающий мир. Более того, их мозг получает намного меньше сигналов от органов чувств, анализируя которые, мозговая деятельность находится в постоянном развитии. Таким образом, почти у всех детей–сирот, которые вынуждены жить в специальных учреждениях, наблюдаются различные проблемы интеллектуального развития: низкая умственная работоспособность, ограниченный запас чувств и знаний, отсутствие либо заниженная мотивация к обучению, вследствие чего – поверхностное усвоение знаний, задержка психического характера, а также девиантное поведение.
Дети–сироты также часто испытывают трудности в социализации. Они могут искаженно воспринимать мимики окружающих, интерпретируя ее как враждебную. Совершенно очевидно, что ребенок будет вести себя агрессивно, таким образом, защищаясь. Еще одной проблемой в эмоциональном аспекте является безразличное, неэмоциональное отношение к окружающему миру, приводящее к выраженным проблемам в межличностных отношениях. Еще одной особенностью в проблемах развития ребенка–сироты является то, что он с трудом осознает свою идентичность, то есть кто он и чей он. Он не знает положительную модель выстраивания отношений в семье, а значит и не знает того, как необходимо эффективно взаимодействовать с людьми.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы имеют значение при образовании характерных особенностей детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
•Пониженная активность. Ребенок, не чувствуя свою необходимость, «замыкается» в себе, не участвует в социальной жизни, у него создается свой внутренний мир фантазий, что нередко приводит к неадекватным поступкам, развязности, стремлению «шокировать» окружающих, привлечь к себе внимание и показать непохожесть на остальных.
•Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, выражается в резкой, истеричной реакции, повышенной обидчивости, на, казалось бы, безобидные внешние «раздражители».
•Не соответствующий нормам поведения отношение к окружающему миру и к себе. Как правило, окружающий мир принимается им как совершенно враждебный или равнодушный. Исключением здесь могут выступать сверстники со схожей судьбой. В данном случае происходит недоверие к окружающим, иногда резко негативное и, даже презрительное отношение к ним.
•Низкая работоспособность. Это качество связано как с пережитыми психическими травмами, так и с эмоциональной неустойчивостью.
Эти характерные особенности проявляются вкупе или по отдельности, также могут быть выражены в разных степенях своего проявления. Все это обуславливается совокупностью социальных условий развития детей–сирот и индивидуальными особенностями психики каждого ребенка.[5]
Владея знаниями в особенностях развития детей–сирот, необходимо вести планомерную работу и по окончании интернатского периода в жизни ребенка. Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абашкина О.Н. Правовое образование: организация внеурочной работы: сб. материалов. М.: Новый учебник, 2018. 208с.
2. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.// Лань. 2016. С.301-319.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: Социальное здоровье России, 2016. 224 с.
4. Белоглазова Е.В., Крамарова Т.Ю. Организация правового пространства в школе. Тольятти изд. Фонда «Развитие через образование», 2016. 40с.
5. Беседкина Н.Н. Правовое регулирование прав ребенка в Российской Федерации// Государство и право. 2016. № 11. С. 44-51.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 20017. 212с.
7. Бочкарева З.В. Правовое воспитание школьников: учебное пособие. Ставрополь: СКФУ, 2016. 236 с.
8. Брутян В.А. Аксиологический аспект правового воспитания, правосознанияи правовой культуры // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8. С. 101-105.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2018. 1136 с.
10. Галустов В. У. Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении.// Молодой ученый. 2019. №20. С.465-467.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
61
12. Ганаева Е.Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения // Молодой ученый. 2017. №20. С. 467-469.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016. 223с.
14. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: автореф.дис. ... док.пед. наук. Москва, 1985. 371 с.
15. Долгова А.И., Кожевникова А.П., Медведева A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2019. 293 с.
16. Евтушенко И.И.Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассниковв современных условиях: автореф. дис ... канд. пед. наук. Москва,2017. 22 с.
17. Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура. М.: Просвещение, 2018. 191 с.
18. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2017. №
3. С. 262-265.
19. Иващенко A.B. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2016. №2. С. 17-30.
20. Каюмова К.Г. Тенденции развития правового образования школьников: Дис. ... канд.пед. наук, Казань. 2004. 195 с.
21. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ,от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс: информ. правовая система. (Дата обращения: 06.06.2020).
22. Корсаков К.В. Проблемы методики процесса правового обучения и
воспитания // Российский юридический журнал. 2010. № 3. С. 194-201.
62
23. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.:Юр. Норма, 2016. 192 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2018.464с.
25. Лаварсланова М.Г. Правовое воспитание как основа формирования нормативного поведения учащихся в социуме:дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2010. 172 с.
26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психология». М.: Смысл, 2016. 511 с.
27. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособиеМ.: Педагогическое общество России, 2016. 480 с.
28. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2018. 197 с.
29. Матевосова Е.К. Значение правового воспитания в условиях построения правового государства // Юридическое образование и наука. 2012. № 2. С. 34-39.
30. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юрист, 2017. 672 с.
31. Мелехин А.В. Теория государства и права.М.: Маркет ДС, 2019. 640 с.
32. Насурдинов Э.С. Правовая культура. М.:Норма,2017.352 с.
33. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. № 1-2. 1992. С. 6-10.
34. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2016. 203 с.