Фрагмент для ознакомления
2
Все сотрудники должны обладать специальными знаниями и навыками, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Экспонаты могут повреждаться по разным причинам, к которым относятся и стихийные бедствия. Конечно же, предотвратить их невозможно. Но слаженные действия музейных работников помогут значительно снизить степень последствий, причиненных наводнением, пожаром, ураганом и другими бедствиями. Поэтому весь персонал должен быть заранее проинструктирован касательно того, какие изделия следует спасать прежде всего.
В отличие от фондохранилищ предметы экспозиции, изготовленные из разных материалов, нередко оказываются в одной витрине. Это может повлечь за собой некоторые сложности, связанные с обеспечением микроклимата и освещения .
При проведении выставки значительно возрастает риск получения повреждения экспонатов. Среди наиболее распространенных причин является несоблюдение правил монтажа или усредненный режим хранения. Ведь в этом случае должно быть обеспечено хорошее освещение. А это может негативно отразиться на предметах с низким уровнем светостойкости.
Кроме этого, во время посещения данного мероприятия в экспозиционном зале присутствует большое количество людей, а это влияет на изменения температуры и влажности воздуха.
Поэтому при организации выставки особое внимание стоит уделить ослаблению неблагоприятных факторов. Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
не допускать выделение отдельных экспонатов светом мощных ламп;
не размещать осветительные приборы внутри витрин;
располагать лампы над витринами, устанавливая между отдельными предметами светорассеивающий фильтр;
соблюдать установленные нормативными документами правила поведения при выполнении фото- и киносъемки предметов экспозиции;
оборудовать окна стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи;
снабдить витрины светозащитными занавесями; оборудовать систему кондиционирования;
при отсутствии кондиционеров регулярно проветривать помещение и так далее.
Если в экспозиции для обивки и внутренней отделки поверхности витрины используется синтетическая ткань, то перед использованием ее необходимо тщательно простирать.
Безопасной является и неокрашенная хлопчатобумажная ткань. Парча, шелк и бархат должны пройти тестирование на совместимость с экспонируемыми изделиями. Причиной разрушения может стать сила тяжести, так как многие экспонаты не могут длительное время пребывать без необходимой опоры. К примеру, такие исторические предметы, как копья или шесты, через определенное количество лет могут искривиться. Поскольку они имеют довольно большую длину, их часто экспонируют без опоры.
Серьезные повреждения могут получить и такие предметы быта, как сундуки. Это происходит в случае их экспонирования с открытой крышкой без какой-либо поддержки.
Вес крышки сосредоточен на петлях, поэтому от подобной нагрузки они или корпус могут потрескаться. Без опоры происходит деформация головных уборов, предметов обуви и других музейных экспонатов.
Поэтому при оборудовании выставки в первую очередь следует учесть структуру и материал, из которого изготовлен предмет, а также представить, какие силы будут на него воздействовать. Использование опоры поможет нейтрализовать негативное влияние.
При организации экспозиции, как правило, используется лишь незначительная часть музейных экспонатов. Поэтому сегодня довольно актуальным является вопрос, касающийся расширения доступа к культурным ценностям.
Во многих учреждениях культуры практикуется применение формы открытого хранения музейных предметов. Это дает возможность посетителям осмотреть каждый экспонат, расположенный в фондохранилище. Такая система имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Благодаря ее применению, пользователи получают широкий доступ к коллекциям музея, которые не участвуют в экспозиции. Однако при этом значительно снижается уровень их сохранности. В первую очередь это касается режима хранения. Особенно ухудшается световой режим. Поэтому для многих экспонатов данная система не подходит.
Каждый музей эксплуатирует те помещения, которые переданы ему в собственность или оперативное управление, но не секрет, что помещений не хватает, и их заполняемость подходит к критическим отметкам. В ближайшей перспективе анонсировано строительство специализированных депозитариев, и будем надеяться, что этим планам суждено сбыться, а музеи смогут принять активное участие в их проектировании. Ниже приведены категории помещений для осуществления учетно-хранительской деятельности музея:
фондохранилище (депозитарий);
помещение для хранения учетных документов;
помещения для изоляции, дезинфекции, дезинсекции и обеспыливания музейных предметов и музейных коллекций;
помещения для приема и временного хранения, акклиматизации музейных предметов и музейных коллекций, культурных ценностей;
помещения для фотофиксации и оцифровки музейных предметов;
помещения для реставрации музейных предметов;
помещения для лабораторий;
кабинеты сотрудников.
Инвентаризация – регистрация предметов в инвентарных книгах, второй этап первичного учета музейных предметов и музейных коллекций, основная форма изучения, описания и исследования музейных предметов. Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступившие в постоянное пользование музея.
Исследование музейного предмета – процесс непрерывный, и он не ограничивается проведением первичной атрибуции или инвентаризации коллекций. Постоянное изучение состава коллекций, разработка справочников-классификаторов, составление научного паспорта, работа над научно-справочным аппаратом коллекций, подготовка к изданию каталога или публикации в сети Интернет, – все это часть повседневной работы с музейным предметом с целью раскрыть его информационный потенциал. Ведь именно с информацией будут работать создатели экспозиций и выставок, музейные педагоги и специалисты различных направлений.
Помочь музейному специалисту в описании и инвентаризации могут специализированные издания (каталоги, методические пособия); также не стоит игнорировать Интернет, главное, пользоваться надежными источниками.
Проверка наличия музейных предметов (рекомендованные сроки проведения плановой сверки музейных предметов):
1) музеи с коллекциями до 100 тыс. ед. хр. – раз в 7 лет;
2) от 100 тыс. до 500 тыс. ед. хр. – раз в 10 лет;
3) от 500 тыс. до 1 млн. ед. хр. – раз в 12 лет;
4) от 1 млн. до 3 млн ед. хр. – раз в 15 лет;
5) свыше 3 млн. ед. хр. – раз в 20 лет .
Общеизвестно, что тотальная сверка музейных предметов – процесс перманентный: одна сверка заканчивается и сразу же начинается следующая.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ануфриев А.В. Музейное дело и охрана культурных ценностей: учеб. пособие / А.В. Ануфриев, В.П. Шахеров, С.Л. Шахерова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. 197 с.
2. Бородина Е.И. Учетно-хранительская работа в музее: современное состояние // Музейные тетради Крымской музеологической школы: методологические, методические и информационно-справочные материалы 2018. С. 77-106.
3. Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. Нижний Новгород, 2015. 141 с.
4. Музееведение : учеб. пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л.Г. Гужова [и др.] ; под. ред. доц. Н.В. Мягтиной ; Владим. гос. ун-т. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 116 с.
5. Стрельникова, М.А. Музееведение: учебно-методическое пособие. Федеральное агентство по образованию, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2006. Ч. 1. Теория и практика музейного дела. 75 с.
6. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.