Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В начале прошлого столетия в Германии основано направление в психологии, которое получило название «гештальт-психология». Основа теории гештальт состоит в том, что восприятие окружающего мира личностью базируется на чувственном и образом восприятии предметов и явлений как структур целостного характера, которые не разделимы на конкретные составляющие.
Люди хотят завершить, дополнить, довести начатое дело или поступок до логического завершения. Это также могут быть незавершенные чувства, эмоции и мысли, которые не были когда-то высказаны или прожиты. Принцип завершения действий находится в основе психотерапевтических методик гештальт-терапии, которая была основана Ф. Перлзом. Согласно Перлзу, человек всегда направлен на завершение какого-то действия, чтобы прийти к целостности и внутреннему равновесию. Бывают ситуации, когда чувства приходят к логическому концу. У личности может наступить спокойное состояние и уверенность, которую она проживает на физическом и эмоциональном уровне.
Целью данной работы является рассмотрение сущности гешталь-психологии.
Гештальт-терапия основывается на концепции осознания, что последнее само по себе является целебным и лечебным процессом. Психотерапевт формирует эксперименты, чтобы усилить осознание клиента в термине «здесь и сейчас» на уровне физики, эмоций, мышления и поведения.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности теории незавершенных действий, определения незавершенного гештальта;
2) Характеристика эффекта Б. В. Зейгарник;
3) Анализ техники завершения гештальта.
1 Сущность незавершенного гештальта
1.1 Определение незавершенного гештальта
Незавершенным гештальтом называется понятие в гештальтпсихологии, обозначающее прерванное, но эмоционально важное событие, требующее проработки и завершения в настоящее время. Незавершенный гештальт напоминает компьютерную программу, которая сначала работала, а потом зависла и бесполезным образом не может закрыться в компьютере (аналогично сознанию человека). Человек, не закончив определенное, важное с точки зрения его эмоций, действие, продолжает «прокручивать» его внутри. Что отбирает энергию и заставляет вспоминать по несколько раз события, которые привели к такому незавершенному действию. Программа функционирует даже во сне и заставляет человека прокручивать события, о которых человек может не помнить несколько лет. Если таких гештальтов тысячи и сотни, они отбирают время и энергию и приводят к психосоматическим болезням. Для психологического и физического здоровья крайне важно, чтобы гештальт был закрыт всегда [3].
1.2 Эффект Б. В. Зейгарник
Феномен незавершенного гештальта был введен основательницей советской патопсихологии Б. В. Зейгарник, которая объяснила данный феномен как характеристику психики человека доводить абсолютно все до логического результата. Сознание буквально стремится завершить начатое. Если же запланированное действие прерывается, то создается напряжение, поскольку все приложенные усилия оказываются напрасными для организма. В таком случае начатое остается в памяти, чтобы окончательно быть реализованным в будущем, и ждет своего завершения, напоминая о себе человеку на протяжении всей его жизни [2, с 421].
Опыты Б. Ф. Зейгарник проводились в 1924-1926 гг. в Психологическом институте Берлинского университета, небольшая их часть — в литовском городе Пренай. В индивидуальных опытах принимало участие 164 испытуемых (студентов, учителей и детей). Кроме того, были проведены два групповых опыта, первый из них — с 47 взрослыми, второй — с 45 школьниками 13—14 лет.
Опыты продемонстрировали следующее: незаконченные действия запоминаются лучше (в среднем, почти в два раза лучше, чем законченные). Огромное значение в опытах принадлежало не эмоциональной окраске или важности задания, не шоковому эффекту от прерывания. Основное – это существование в момент опроса актуальной потребности, которая сформировалась при создалась при образовании намерения или в процессе работы. Данная актуальная потребность инициирует напряжение, которое функционирует не только в направлении реализации исходного намерения (например, закончить задание), но оказывает влияние на воспроизведение. То, насколько сильно данная актуальная потребность проявляет себя при воспроизведении, определяется структурой и интенсивностью напряжения, типом и силой стремления к воспроизведению, которое формируется в опросе. Поскольку направленность на воспроизведение нацелена на ту же сторону, что и квазипотребность, то, если оно является сильным, то может полностью замаскировать воздействие на актуальную потребность. Это наблюдается тогда, когда испытуемый воспринимает опрос как «проверку памяти», которая характеризуется самостоятельностью. И этого не наблюдается, когда испытуемый свободно рассказывает экспериментатору о опытных заданиях [2, с. 427].
Важность для сохранения актуальной потребности имеет не внешняя завершенность работы, а внутренняя незавершенность действия. Те задания, итогами выполнения которых испытуемый остался недоволен, и те, которые допускали несколько различных вариантой решений, хорошо запоминались как «законченные». То же самое можно сказать и про интересные задания и про незаконченные задания. Так, внешне незавершенные действия, у которых удовлетворена потребность, запоминались достаточно плохо. Когда же за актуальными потребностями стояли явно выраженные истинные потребности испытуемого, когда была задействована его личность, в таком случае
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Гингер С. Гештальт: искусство контакта. — М.: Культура: Академический Проект, 2009. — 191 с.
2) Зейгарник, Б. В. Запоминание законченных и незаконченных действий [Б. В. Зейгарник Динамическая психология: Избранные труды общ ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. - М. Смысл 2001.
3) Келер В. Гештальт-психология. — М.: АСТ, 1998. — 704 с.
4) Лебедева Н. М., Путешествие в Гештальт: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 549 с.
5) Перлз Ф. С. Практика гештальттерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 469 с.
6) Погодин И. А. Диалоговая гештальт-терапия: психотерапия переживанием. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 381 с.
7) Польстер И. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики: Пер. с англ.. — М.: Класс, 2012. — 272 с.
8) Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — СПб.. — М.: Пирожков: Институт общегуманитарных исследований, 2002. — 251 с.