Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных причин является то, что в большинстве случаев пропускается профессиональное становление и самоопределение молодого человека. Время личностного и профессионального самоопределения хронологически совмещается с кризисом юности. Для данного периода жизни присуще становление нового уровня формирования самосознания, выработка личного миропонимания, поиска смысла жизни, – все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. 1. 2. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
Психологическая пригодность к профессии является свойством личности, которую можно предопределять по двум критериям: благополучному усвоению профессии и уровню удовлетворения человека личным трудом. Оба данных критерия относительны, а порой и субъективны. Все же, только данные критерии разрешают приблизиться к психологической характеристике профессиональной пригодности. Профпригодность являет собой свойство особы, ведь она, как и прочие личностные свойства, вырабатывается в ходе учебно – профессиональной и трудовой деятельности. Бесспорно, профпригодность развивается в самом труде, но нельзя отвергать нужду освоения природных предпосылок профпригодности, исследования всех её физиологических, психологических, общественных факторов, что и позволяет отмечать прогноз и пути достижения наилучшего итога. [9, с. 248] Профессиональная предназначенность является идеей непродуктивной и ненаучной. Профессии и их запросы к психофизиологической организации человека очень переменчивы, в то время как сама данная организация, в своем естественном основании, со свойственными ей личными вариантами и особенностями, осталась на протяжении всей человеческой истории почти неизменной.
2
3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ
К основным методам диагностики профпригодности специалистов можно отнести ряд методов. Первый метод ограничен процедурой определения профпригодности, при втором методе устанавливают соответствие делового, личностного и профессионального уровня подготовки работника требованиям предполагаемой должности, рабочего места. Перед обоснованным профессиональным отбором должен иметь место: 1. Метод профессиографического исследования; 2. Определение списка ПВК, который необходим для выполнения соответственной профессиональной деятельности и подлежит процессу измерения и оценке (психограмма); 3. Разработка методик и организационных процедур установления профпригодности претендентов при отборе в ходе найма; 4. Создание особого кабинета и подготовка специалистов для проведения профотбора. [15, с. 185] Профессиографические исследования заключаются в исследовании и рассмотрении условий, содержания и тяжестей установленного вида работ или назначенной специальности. Профессиограмма как концевой итог профессиографического исследования охватывает список требований, которыми обязан владеть рабочий для благополучного выполнения предоставленного вида работ и уровня их выраженности. К группам профессиональных качеств причисляют: 1. Профессиональные знания: 1) общие профессиональные знания; 2) знания, умения, навыки безопасного выполнения операций (работ, функций), которые входят в служебные обязанности; 3) знания и умения, которые позволяют обнаруживать (диагностировать), предотвращать и устранять опасные (экстремальные) ситуации. 2. Деловые качества: 1) дисциплинированность, ответственность; 2) правдивость, добросовестность; 3) осведомленность; предприимчивость; 4) целеустремленность, напористость; 5) самостоятельность, решительность. 3. Индивидуально – психологические и личностные качества: 1) мотивационная устремленность; 2) уровень умственного развития; эмоциональная и нервно – психическая устойчивость; 3) внимательность (объем, стабильность, разделение, переведение); 4) память (долговременная, оперативная); 5) мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); 6) гибкость в процессе общения, стиль межличностного поведения; влечение к злоупотреблению алкоголем (наркотиками). 4. Психофизиологические качества: 1) стойкость, работоспособность; 2) острота зрения; глазомер; 3) цветовосприятие; 4) чуткость слуха; 5) дифференциация звука; 6) дифференциация запаха;
3
7) простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность). 1. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Еще задолго до возникновения педагогических теорий, в ве¬ковой практике, трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси было отведено одно из важных мест. Традиции, обычаи и обряды формирова¬ли общественно важные качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ратификации феодальных взаимоотношений морально – этические нормы обретают классовый характер. Властвующий класс относился к труду, особенно физическому, все с большим пренебрежением, анализируя его как участь простого народа. Тем не менее, труд был житейской надобностью для большинства населения, что призывало к необходимости вырабатывать у молодого поколения позитивное отношение к труду, конкретную сумму практичных умений, трудолюбие. Реализовывал данный процесс, прежде всего в семье, и дал начало народной педагогической мысли. [3, с. 212] Народ¬ная педагогика толково анализировала труд и трудовое воспитание не лишь как нужное условие для подготовки к практичной деятельности, а и как средство всеобщего физического и духовного воспитания юного поколения. Как раз из данного времени к нам прибыли поговорки, пословицы и т.п., где теме труда отводилось значимое место. У восточных славян передача профессиональных навыков и уме¬ний пошла по дороге «братчин» – товариществ, которые объединяли людей определенной специальности. Здесь подготавливали молодежь к конкретной профессии. Кстати, подобная «цеховая» система существовала и в западных странах. Существование данной системы продлилось с IV до XVIII в. и исторически отпечаталось в наименованиях кварталов городов. Переход к мануфактурно¬му периоду породил возникновение больших предприятий с новой орга¬низацией труда, с устройствами, которые функционировали на водной энергии. Данные процессы породили нужду помимо трудо¬вого воспитания давать молодому поколению простые общеобра¬зовательные и профессиональные знания, умения и навыки. [12, с. 28] Самые кардинальные стремления в данной направленности предпринимал Петр I, который провел существенные реформы в сфере просвещения и культуры. Было произведено старание обширного распространения гра-мотности (и не лишь среди властвующих классов), отворены цифирные школы, существенно возросло книгопечатание. В данных обстоятельствах роль трудового воспитания в семье как начального обязательного условия подготовки к жизни вышла за границы только семейных интересов. Появилась нужда давать простую профессиональную подготовку младшему техническому пер¬соналу и квалифицированным рабочим. Первая в России – сформированная по распоряжению Петра I в 1701 г. в Москве – школа математических и навигационных наук была почти первой в Европе истинной школой, которая выпускала специалистов широкого профиля. [5, с. 236] Имена Виллима Ивановича Геннина (1676 – 1750 гг.) и Василия Ни-китича Татищева (1686 – 1750 гг.) крепко соединены в истории Рос¬сии не лишь со становлением индустрии на Урале, а и с сотворением и разработкой системы трудового и профессионального образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверченко Л.К., Удальцова М.В. и др. Психология управления: Курс лекций. – М.: ИНФРА, 1997. – 150 с. 2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие. – Мн.: ИП «Экорерспектива», 2000. – 320 с. 3. Винокуров Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 4. Генкин Б.М. и др. Основы управления персоналом: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1996. – 383 с. 5. Джордж М., Джоунс Г. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. проф. Е.А. Климова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 436 с. 6. Казаринова Н.В., Погольши В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 7. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 288 с. 8. Киселёв И.Е. Основы социальной психологии: Учеб. пособие. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 214 с. 9. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1996. – 348 с. 10. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки)». – М.: 1995. 492 с. 11. Митина Л.М. (ред.) Проблемы профессиональной социализации личности. – Кемерово, 1996. – 260 с. 12. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – № 4. – 1997. – С. 28 – 30. 13. Мучинский П. Психология, профессия, карьера: 7 – е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с. 14. Тарасов В.К. Персонал – технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л.: Машиностроение. Ленинград. отд – ние, 1989. – 368 с. 15. Толочек В.А. Проблемы современной психологии труда: Учеб. пособие. – М.: Издво РАГС при Призеденте РФ, 2000. – 385 с. 16. Тутушкина М.К. Практическая психология: Учеб. 4-е изд., перер. дополн. – СПб.: Из-во «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с. 17. Фефеняк А.К. Организация производства и управление предприятием: Учеб. пособие. – Мн.: Тетра-Системс, 2004. – 192 с. 18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1996. – 216 с. 19. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1999. – 272 с.