Фрагмент для ознакомления
2
Методы обучения
1.1 Методы устного обучения истории
a) Классификация методов устного обучения и их характеристика (рассказ, описание (худ. и аналитич), характеристика, объяснение, рассуждение – всего их 6 штук). На каждый 1 пример (итого привести 6 примеров).
b) Средства и примеры конкретизации устной речи (Учебник Вагина – из него сделать конспект).
c) Диалог на уровне истории. Беседа. (Написать виды бесед, требования к вопросам (как правильно задавать), как научить школьников задавать вопросы).
1.2 Методы наглядного обучения истории.
a) Классификация наглядных средств обучения (из учебника процитировать Стрелова, Ежова, либо Вагина).
b) Правила работы с:
Исторической картой (всё знать о карте, какие бывают, какую информацию несут).
Картиной, портретом.
Классной доской (как используется и т.д.
Рисунком.
1.3 Приёмы изучения хронологии
a) Что такое время. Как считали время разные народы (хорошо подумать над этим. Почему и как, в какую эпоху).
b) Хронологические представления школьников 5-9 классов. Их характеристики (взять из учебника по методике преподавания истории).
c) Прямой и обратный счёт лет в истории (н.э., до н.э.). Как возникло такое летоисчисление.
1.1 а)
Словесные методы обучения – более распространённая группа методов обучения, применяется на всех школьных предметах и всех ступенях различных форм обучения.
В данных методах слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы и способствует повышению культуры слухового восприятия и мышления, так же необходим анализ и синтез. Противопоставления и конкретизация, различного вида суждения и умозаключения, развивается речь (устная и письменная).
К словесным методам относится: рассказ, описание (художественное и аналитическое), характеристика, объяснение, рассуждение.
Рассказ – повествовательное изложение учебного материала в устной форме. Применим данный метод на всех этапах обучения, меняется лишь его характер, продолжительность и объём.
В зависимости от целей выделяют несколько видов рассказа:
Рассказ-вступление (цель) – учащихся подготавливают к восприятию нового для них учебного материала. Такому виду рассказа характерна краткость в первую очередь, эмоциональность и яркость, важно вызвать у учащихся интерес к теме, которая излагаться будет далее и проявить у них потребность в активном слушании и усвоении данных.
Рассказ-изложение – в нём раскрыто содержание темы, в определённой логической структуре изложен материал по последовательности, определённой ранее, выявляется всё самое главное и существенное, так же применяются иллюстрации и примеры.
Рассказ-заключение – проводится как итог. Преподавателем резюмируются основные мысли, делается обобщение и вывод, итогом даётся задание учащимся для самостоятельной работы.
Приёмы, используемые в рассказе: логические сравнения и сопоставления, резюмирование, активация внимания, выделение главного, ассоциативные и т.д.
Педагогические требования, предъявляемые к такому методу как рассказ: должны быть лишь научно проверенные и достоверные факты; множество убедительных и ярких примеров доказывающие выдвигаемые факты; чёткая логика изложения; должны быть выделены ведущие идеи и положения; простой и доступный язык изложения; отсутствие слов паразитов; продолжительность в зависимости от возраста слушателей; учащиеся должны записывать важные моменты; важные положения и выводы должны повторяться.
Описание – последовательно изложенное понимание о приметах и особенностях какого-то исторического явления, его значимых качествах, состояниях и внешних чертах. Сюжет отсутствует в описании, но есть конкретный объект, который и описывается.
Существует два вида описания:
Художественное. Под ним понимается устное изложение материала, а в эмоциональнохудожественной форме создаётся образ факта (образное восприятие фактов через целостную картину).
Аналитическое. Даётся анализ объекту, который изучается его размеры, строение каждой его детали и в целом всего объекта. Важное место в описании занимают эмоциональность и яркость, они заимствуются из художественной литературы. Важно, чтобы выбранный источник содержал достоверные сведения.
Примером художественного описания может быть описание города (его облика, улиц, построек, усадьб и т.д., т.е. создаём словесную картину), замка и Олимпийских игр в Греции. Как пример аналитического описания: устройство пирамиды, орудий труда и оружия, одежды.
Характеристика – одна из разновидностей описания, в ней чётко сформулирован перечень существенных примет и качеств, особенностей исторических явлений во внутренних связях. Виды характеристик:
Краткая (сжатая) и развёрнутая);
Сравнительная и обобщающая;
Образная и исторической личности.
Например, характеристика рабочего и крестьянина конкретного временного периода, их сравнение и т.п. Характеристика конкретизирует информацию, обобщает и зачастую несёт оценочный характер.
Объяснение – словесное выражение закономерностей и существенных свойств конкретного объекта, описание фактов и правил и демонстрация полученного опыта и результата. Объяснение – это монологическая система. Используют объяснение в основном во время изучения теоретического материала.
Педагогические требования к объяснению:
Чёткая формулировка целей, задач, формирование вопросов;
Изложение материала строго по схеме и в определённой последовательности;
Обеспечение понимания учащимися материала;
Установление связи с прошлым опытом;
Использование сравнения фактов и предметов, сопоставление и аналоги.
Объяснение используется в работе с детьми разных возрастов. В среднем и старшем возрасте, изза того, что материал становится более сложным более необходимо использовать этот метод.
Например, объяснение причин мировых войн и буржуазных революций, причин феодальной раздробленности и т.д. При объяснении мы раскрываем и обосновываем теоретические выводы. Например, через объяснение доказываем необходимость Петровских реформ, в связи с предшествующим развитием России.
Рассуждение – последовательно развитие доказательств и положений, они приводят ученика к заключениям и выводам. Рассуждение должно быть убедительным и доступным, последовательным и чётким. Теоретические рассуждения должны быть основаны на изложении, обобщении и анализе конкретно-исторического материала.
Благодаря рассуждению выстраиваются доказательства и умение занять позицию по обсуждаемому вопросу, также умение её обосновать, понять позицию собеседника, обдумать аргументы и логику, результатом является принятие независимого решения. Суть рассуждения – это объяснение утверждения или обоснование какой-то мысли через другие суждения.
Например, рассуждения могут быть на тему: «Причины падения римской империи», «Главное столетие в истории», «Происхождение славян».
b)
Образность и конкретность – это обязательные требования, предъявляемые к материалу, который излагает учитель, т.к. они являются важными условиями для хорошей эффективности. Наглядность рассказа и его живость могут быть достигнуты благодаря использованию различных методов и приёмов конкретизации.
Например, к средствам и приёмам конкретизации можно отнести моменты, которые характеризуют место исторических событий (рельеф Греции, поселение древних славян, долина Нила и т.д.) Использование бытового материала помогает представить, как ранее жили люди, в какой-то определённой эпохе, даёт возможность почувствовать её колорит и своеобразие. Благодаря включению бытового материала есть возможность избежать модернизацию исторического прошлого.
Использование в изложении количественных показателей тоже является одним из средств конкретизации. С его помощью учащиеся могут легче усвоить различные исторические явления. Всегда нужно иметь ввиду два не маловажных методических условия: небольшое количество показателей; значимость (убедительность) показателей.
Для создания ярких образов прошлых событий и их конкретизации при изложении материала используют исторические документы, мемуары и художественная литература.
Образность устного изложения можно достигнуть через персонификацию общественных явлений и драматизацию. Персонификация – это олицетворение, с его помощью происходит выражение общественного мнения в деятельность и в действительных и вымышленных лицах. Такие приёмы преимущественно используют в первом концентре.
Материал должен быть изложен доступно, конкретно и наглядно. Важное место занимает проблемное изложение, т.к. оно высоко эффективно многие учителя его зачастую абсолютизируют. Но не целесообразно его применять при изучении любого материала. Формулировать проблему и отбирать материал необходимо тщательно. Задание должно быть сложным и содержать проблему, но также должно быть посильным для учащихся.
На уроке истории проблема формируется учителем или возникает у учащихся при непосредственном восприятии нового материала во время урока. Результаты самостоятельной работы должны быть рассмотрены на уроке, должна быть проверена их правильность.
Очень важно, чтобы язык учителя был образным и ярким, простым и доступным, но важно, что доступность должна быть совмещена с научностью.
c)
Беседа – это диалогический устный метод при обучении истории. Как обучение новым историческим фактам она не подходит, но она важна для включения учащихся в обсуждение и осмысление материала, позволяет расширить и углубить знания и может использоваться как метод проверки уровня усвоения материала и помочь в активизации деятельности.
Вводная беседа – её целью является настроить учащихся на изучение нового материала, также уже полученные знания актуализировать и систематизировать. Благодаря ей школьники осознают проблемы и разрыв в их знаниях. Через вводную беседу можно выявить объём имеющихся уже знаний у учеников и в дальнейшем опираться на них при изучении нового материала.
Аналитическая и обобщающая беседы способствуют осмыслению материала и углублению знаний учащихся. Такой тип беседы помогает привлечь внимание учащихся к разбираемым фактам. К примеру, на уроке с темой «Капиталистическая мануфактура» (7 класс) при аналитической беседе можно задать учащимся такие вопросы: найти центры мануфактурного производства; почему
возникли именно на реках; в чём выгода географического положения Англии; почему первоочерёдно в Англии они появились.
Показать больше