Фрагмент для ознакомления
2
2. Пространственное свойство, которое связано с ограничением объема содержания внимания. Иными словами, речь идет об ограниченном объеме. Это объемная характеристика. Иногда они говорят о поле, о зоне регулировки внимания. То есть внимание имеет определенный объем, область которого, если есть внимание, может быть успешно обработана. Здесь возникает проблема ограничения этого объема, количества обрабатываемых единиц. В современной психологии то, что называется объемом кратковременной памяти, Вундт также называет объемом внимания. То, что он называл объемом сознания, Сперлинг называл объемом восприятия. Метод Сперлинга позволил провести различие между объемом восприятия и объемом кратковременной памяти и самого внимания. Метод состоял из полного и частичного сообщений; все сообщение фиксирует объем внимания, или КП, в частичном сообщении мы изучаем объем сознания, согласно Вундту, или объем восприятия, который намного больше [7, с. 224].
3. Временное свойство по отношению к устойчивости-неустойчивость, колебания внимания, сдвиги, кванты внимания. То есть существование внимания во времени. Рассмотрение этого свойства происходит в условиях монотонности, когда отсутствуют признаки, которые могли бы быть стимулированы извне. Внимание начинает колебаться, когда мы погружаемся в какую-то однородную деятельность. Здесь нет никаких внешних изменений, и все изменения, происходящие вызваны колебаниями внимания субъекта. Здесь возможны колебания в перцептивных организациях (рисунок-фон) и т. д. Джеймс писал: «главным фактором, определяющим условия устойчивого внимания в ситуации, когда сами объекты уже не имеют никаких признаков изменений, является активная работа с предметом этого материала, то есть организация неизменного материала, Новые задачи, поиск нового материала». [4, с. 453] Гельмгольц привел пример ситуации бинокулярной конкуренции в стереоскопе при просмотре различных изображений. Вначале что-то задерживается в центре внимания, а затем начинает непроизвольно меняться в индивидуальном ментальном ритме. Вы можете сосредоточить свое внимание на одном объекте и, таким образом, сделать его устойчивым, если начнете работать с этим объектом, если поставите задачу по отношению к этому объекту (например, посчитайте вертикальные, а не горизонтальные полосы этого объекта) и тогда только он будет восприниматься. Другими словами, открывать все новые и новые стороны в этом объекте, инициировать его действие по отношению к этому объекту.
4. Основным и наиболее изученным свойством внимания, которое не упоминается у Течнера, является разделение внимания, то есть успешное выполнение нескольких заданий является показателем распределения внимания. Вопрос здесь заключается в том, действительно ли такое распределение существует: существует мнение, что субъективное ощущение распределения внимания не означает наличия какого-то сфокусированного внимания, а скорее или быстрого перехода от одного к другому, или особой организации внутренней работы внимания, его иерархии, где внимание сосредоточено на основных видах деятельности, а остальные осуществляются на уровне контроля. [2, с. 249].
Внимание - это один из феноменов исследовательской деятельности. Это психологическое действие, направленное на содержание образа, идеи или другого явления, существующего в данный момент в человеческой психике. Внимание играет важную роль в регулировании интеллектуальной деятельности. По Словам П. Я. Гальперин: «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Так что во внутреннем взгляде «про себя», как и во внешнем наблюдении, обнаруживается как направление, настроение и концентрация любой мыслительной деятельности на своем месте, так и сторона или свойство этой деятельности» [5, с. 357].
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта (нет картины внимания), его результатом является совершенствование любой деятельности, с которой оно связано. Внимание - это психологическое состояние, которое характеризует интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее концентрации на сравнительно узком поле (действии, явлении, объекте). Внимание - это направление и концентрация сознания человека на определенных объектах или видах деятельности, в то же время отвлекающее внимание от других объектов или явлений .
Основными функциями внимания являются:
1. Активизация необходимых и торможение ненужных психических и физиологических процессов в данный момент.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 2011. - 236 с.
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
3. Ефимова Н.С., Основы общей психологии, М., Форум, Инфра-М, 2011, 288с.
4. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2011. - 656 c.
5. Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание / Под редакцией Б.С. Братуся. - М.: Академия, 2010. - 480 c.
6. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
7. Штейнмец А.Э., Общая психология, М., Academia 2010, 288с.