Фрагмент для ознакомления
2
государства при реализации им внутренних и внешних функций в экономико – правовой системе РФ.
Государственная политика в сфере закупок осуществляется с учетом принципов, декларируемых в ст. 6 Закона № 44-ФЗ, среди которых можно выделить принципы открытости и прозрачности, профессионализма заказчиков, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок и т.д. Однако первые два отмеченных принципа обладают определенным несовершенством, что особенно ярко проявляется в свете заключения контракта с единственным поставщиком как участником закупки. Отсутствие конкурсной основы имманентно отрицает принципы открытости, прозрачности и легитимности, на соблюдение которых указывают как Закон № 44-ФЗ, так и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ. С другой стороны, существует вероятность фальсификации данных о так называемых недобросовестных поставщиках со стороны заказчика, что также нарушает принцип открытости в том содержании и качественном исполнении, в котором он задумывался законодателем.
Помимо прочего в структуре реализуемых государством действий в сфере закупочных процессов стоит выделить некоторые сложности с эксплуатацией единой информационной системы (ЕИС), в которой происходит регистрация участников закупок на основании ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ. Так, из-за технической перегруженности и большого числа обращений к ЕИС происходят ее сбои, возникают неисправности в использовании, что провоцирует риск неисполнения государством своих обязательств перед субъектами экономико – правового пространства РФ.
Анализ Закона № 44-ФЗ указал на ряд недоработок в его содержании, что вызывает дополнительные проблемы в сфере проведения государственной политики в области управления государственными и муниципальными заказами. Так, нормы Закона разработаны в унифицированном формате для всех заказчиков, вне зависимости от уровней их функционирования: федерального, регионального и местного. Однако подобная стандартизация видится не совсем корректной в силу различного объема финансирования действий заказчика, а, следовательно, и дальнейшего расходования денежных средств для обеспечения публичных нужд.
Формально предоставляя свободу поведения участникам контрактных отношений, тем не менее, Закон № 44-ФЗ жестко и бескомпромиссно устанавливает нормативные положения для проведения закупочной процедуры. К примеру, создание контрактной службы в случае превышения совокупного годового объема закупок в 100 млн. рублей (ст. 38) или особенности предоставления банковской гарантии, служащей инструментом обеспечения заявок и исполнения контрактов (ст. 45) и т.п. Таким образом, можно отметить диссонанс, возникающий между принципами российской контрактной системы и самими правовыми нормами Закона № 44-ФЗ.
Также можно отметить такую проблему, усугубляющую регулятивную политику государства, как неполнота и несовершенство нормативно-правовой базы контрактной системы РФ. Ранее существующий Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) в сфере регулирования правоотношений между заказчиком и иными участниками закупки дополнялся и уточнялся рядом подзаконных актов, что придавало ему обоснованность и исчерпывающее содержание для дальнейшей интерпретации поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Современно действующий Закон № 44-ФЗ подкрепляется небольшим числом Постановлений Правительства РФ (к примеру, Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, от 30.09.2019 № 1279 и т.д.), что провоцирует двоякое или неточное понимание Закона со стороны участников закупки. Данный факт осложняется тем, что в сфере проведения закупочных процедур отсутствует централизованный орган, в компетенцию которого входит разъяснение законодательства в сфере обеспечения закупок товаров, работ и услуг. Это является существенным недостатком в контексте грамотного понимания Закона 44-ФЗ участниками закупки и, тем самым, может снизить точность процедуры реализации государственного заказа.
Наконец, дополнительно можно отметить такую проблему как отсутствие комплексности при реализации этапов закупки, начиная от планирования государственного заказа и заканчивая обоснованием закупки и составлением соответствующей документации. Контрактная системы будет выступать эффективным инструментом в сфере рационального расходования бюджетных средств только в том случае, если существует централизованное использование всех ее инструментов. На сегодняшний момент наблюдаются такие случаи, препятствующие комплексному использованию всей процедуры контрактной системы, как сбои в работе официального сайта государственных закупок zakupki-gov-ru.com или технические неполадки, возникающие при обращении к ЕИС .
Таким образом, современно действующее законодательство в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд путем осуществления закупок товаров, работ, услуг отмечается рядом проблем, которые снижают эффективность проводимой государством политики в данной сфере. Все они являются устранимыми в том случае, если будет произведено совершенствование соответствующих нормативно – правовых актов РФ с точки зрения их корректирования и уточнения.
Эффективная реализация экономической функции государства требует в ряде случаев применения количественных показателей, которые непосредственно характеризуют ту или иную сферу предпринимательской деятельности, в частности, нормы, нормативы, лимиты, квоты.
Нормы и нормативы подразумевают разработанные и утвержденные величины уставного капитала, привлекаемых кредитными организациями денежных средств физических лиц, предельно допустимых сбросов и выбросов вредных веществ и шумового воздействия и т.д.
Нормы и нормативы классифицируются на общие, то есть адресованные всем субъектам предпринимательской деятельности, и на нормы и нормативы специального действия, которые утверждены, например, для субъектов-природопользователей. Так, нормирование природопользования осуществляется посредством установления предпринимателям на определенный срок объемов предельного использования, изъятия природных ресурсов; выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; размещения бытовых и производственных отходов. Указанные нормы и нормативы устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды. При этом учитываются экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воды, почву, сроки достижения показателей государственных и региональных экологических программ.
К нормам и нормативам по своему значению близки квоты, применяемые, например, на добычу (вылов) водных биоресурсов, на закупку этилового спирта и т.д.
Так, квоты на закупку этилового спирта определяются исходя из баланса его производства и потребления с учетом заявленных потребностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом суммарный объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, потребляемой на внутреннем рынке Российской Федерации, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года более чем на 10 процентов. Квоты на закупку этилового
Показать больше