Фрагмент для ознакомления
2
Кумариным, Л.Н. Винокуровым. О.С. Газман, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга говорили о важности гуманизации образовательной среды и организации педагогической поддержки детей, которые имеют инвалидность, в процессе самого образовательного процесса. Изучением разных аспектов психологического, медицинского, социального сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья занимались Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина. Под сопровождением обычно понимают взаимодействие, которое организовано между сопровождающим и сопровождаемым, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого .
В зависимости от решаемых задач понятие «сопровождение» в социальной, педагогической и психологической терминологии и социальной работе представляется различным. Принимая во внимание данные задачи, дифференцируют педагогическое, психологическое, социальное и социально-педагогическое сопровождение. В большом количестве источников социально-педагогическое сопровождение рассматривается в контексте сопровождения отдельной категории, например, выпускников интернатов.
Социально-педагогическое сопровождение понимается как процесс, в основе которого лежит взаимодействие сопровождаемого, то есть обучающегося, и сопровождающего, которое направлено на стимулирование самопроявления обучающегося для решения создающихся проблем, их преодоление при получении образования.
Осуществление социально-педагогического сопровождения не заменяет существующий образовательный и воспитательный процесс, а помогает адаптироваться ученику к нему, к интеграции в социокультурную среду образовательного учреждения, помогает успешно овладеть профессиональными компетенциями.
2 Общие проблемы инклюзивного образования. Проблемы социально-педагогического сопровождения инвалидов в современной России
К внешним (объективным) факторам, негативно сказывающимся на реализации идеи инклюзивного образования, можно отнести современное социально-экономическое положение в стране, которое не позволяет в кратчайшие сроки ликвидировать недостатки внешних средовых условий и обеспечить беспрепятственную доступность ко всем объектам инфраструктуры, а также безопасность и техническую оснащенность помещений образовательных организаций.
К внутренним (субъективным) факторам, препятствующим реализации инклюзивного образования, в первую очередь, относим:
недостаточную материально-техническую и ресурсную оснащенность образовательных организаций;
неготовность участников образовательного процесса к инклюзивному образованию, которая выражается в отсутствии в образовательных организациях педагогических кадров и персонала, компетентного в вопросах инклюзивного образования, а также, в проблемах социальной адаптации всех участников образовательного процесса.
Указанные обстоятельства подтверждают наличие проблемы реализации инклюзивного образования и свидетельствуют о недоступности массовых школ и других образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями и особыми образовательными потребностями.
В связи с этим, крайне важным в настоящее время считаем создание необходимых условий для реализации инклюзивного образования. К таким условиям мы, в первую очередь, относим:
1) выполнение норм международного и Российского права в отношении прав детей-инвалидов;
2) ресурсное обеспечение образовательного процесса;
3) психолого-педагогическую поддержку учителей;
4) социальное сопровождение учащихся.
В отношении образования детей-инвалидов отмечается отсутствие нормативно-правового регулирования интегрированного, инклюзивного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, независимого контроля за соблюдением прав детей .
Соблюдение норм международного и Российского права в отношении детей с ограниченными возможностями и рекомендаций, предложенных Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, на наш взгляд, будет способствовать реализации инклюзивного образования и устранению внешних негативных факторов, что, в свою очередь, решит вопрос создания безбарьерной среды.
При анализе работы по организации и реализации социально-педагогического сопровождения Т. Михайлова выявила следующие проблемы:
1) В адаптации и овладении основании обучения требуется тьютор. Образовательные учреждения сегодня не обладают отдельной штатной единицей, которая бы реализовывала такую деятельность. Сотрудники, сейчас занимающиеся должность тьютора, не имеют достаточных знаний в сфере специфики развития данной категории учеников, технологии реализации социально-педагогического сопровождения. Не все тьюторы могут адаптироваться к потребностям и особенностям учеников с ОВЗ.
Тема тьюторства и тьюторов рассматривались в различных работах отечественных и зарубежных авторов. Предполагается, что тьюторство в учебном процессе соответствует позиции педагогической поддержки обучающегося.
Тьютор налаживает контакт со студентом и помогает ему определиться с тем, какие практические занятия и лекции нужно посетить, составляет индивидуальный план учебной работы, наблюдает за выполнением требований преподавателей и за уровнем подготовки ученика к экзаменам.
Ученые дифференцируют следующие основные составляющие современного понятия «тьюторство»:
1. Тьюторство как поддержка (вид деятельности педагога, который нацелен на формирование самостоятельности и независимости ученика в решении задач образования).
2. Тьютор как тот, кто сопровождает, помогает, направляет ученика на реализацию в деятельности индивидуальных образовательных программ, проектов, исследований.
3. Тьютор как фасилитатор – тот, кто направляет и помогает в профессиональном, культурном и личностном самоопределении.
Традиционно, структура тьюторской системы содержит в себе следующие части:
1. Управление обучением, регулировка соотношения учебной нагрузки ученика и самостоятельной работы во внеучебное время.
2 Тьютор как наставник, который сопровождает ученика во время учебы в широком понимании.
3. Тьютор как тот, кто обучает ученика по индивидуально составленной схеме.
2) Интеграция в коллектив проходит более эффективно, когда в социально-педагогическое сопровождение включен студенческий актив, который повышает роль учеников с ОВЗ, способствует формированию социальной и культурной среды, которая обеспечивает наиболее полное самопроявление таких студентов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д. В. Зайцев // Социологические исследования // Социологические исследования. – 2004. – № 7.
2) Ковалева, Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. / Т. М. Ковалева – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с
3) Михайлова Т.А. Теоретические аспекты реализации социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении / Т.А. Михайлова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 7. - С. 53-54.
4) Михайлова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Михайлова Татьяна Александровна. - М.: РГСУ, 2008. - 24 с.
5) Федоров О.Г. Моделирование различных социальных процессов в системе образования: научно-практический журнал / О.Г. Федоров // Акмеология. - 2014. - № 3(51). - С. 82-88.
6) Ярская В., Бабаян И. Инклюзивная молодежная политика нового поколения / В. Ярская, И. Бабаян // Вестник СГТУ. - 2014. - Вып. 77. - № 4. - С. 149-157.