Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 1 Взаимодействие ребенка с различными областями культуры происходит, конечно, по средствам и при помощи взрослых людей: воспитателя, семьи, педагога. На рис.1.представлена схема этой совместной деятельности, которая знакомит дошкольника с различными областями культуры. В схеме разделены сферы влияния педагога, родителя и области, на которые они воздействуют совместно. Вопрос 2
Воспитатель – это профессионал-педагог, духовный посредник между современным обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, который организует систему отношений через разные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального
2
выражения каждого ребенка и оказывает индивидуальное конструктивное влияние на развитие каждой маленькой личности. Каким ему быть – ВОСПИТАТЕЛЮ, способствующему разностороннему гармоничному развитию и социализации ребенка-дошкольника в рамках нового государственного образовательного стандарта? Вопрос 3
В современных условиях изменения образовательной парадигмы главной целью профессиональной подготовки становится формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом образования – овладение совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. При этом важно создать такую образовательную среду, которая будет определять профессиональное и личностное развитие будущего специалиста. Процесс модернизации высшего образования должен быть направлен, прежде всего, на его демократизацию и гуманизацию, усовершенствование качества образования, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать фундаментальными знаниями и результативно применять все знания, умения и навыки в практической деятельности для достижения высокой профессиональной эффективности. Далее опишу наиболее для меня значимые проблемы в профессиональном и личностном развитии. Это – страх публичных выступлений и неумение отстаивать свою точку зрения. Страх публичных выступлений У каждого человека имеются различные страхи. Одни люди могут открыто разговаривать о своих переживаниях, другие же держат свои опасения в тайне. В повседневной жизни нам периодически приходится обращаться к массовой аудитории, будь то очередь в поликлинике или общение с участником родительского собрания в школе. В такие моменты бывает непросто собраться с мыслями и уверенно высказать свое мнение. Причина этому — страх публичных выступлений Для меня основные признаки страха публичных выступлений: Повышение давления и увеличение числа сердечных сокращений; Повышенная потливость; Чувство жара или озноба;
3
Дрожь в конечностях; Ноги становятся «ватными»; Ощущение нехватки воздуха; Чувство напряжения в теле; Сухость во рту; Навязчивое желание посетить туалет. Внешнее выражение страха публичных выступлений происходит следующим образом: Чувство беспокойства и тревоги при одной лишь мысли о необходимости публичного выступления; Избегание тех ситуаций, которые могут обратить внимание на личность; Специфические непроизвольные встряхивания головой; Ощущение спутанности мыслей; Срывающийся и дрожащий голос; Запутанная, невнятная речь с паузами и покашливаниями; В некоторых случаях возможна дрожь в теле, тошнота и физическая невозможность произнести речь. Вторая проблема: неумение отставивать свою точку зрения в диалоге. Я пытаюсь донести свою точку зрения, но по какой-то причине другой человек просто, похоже, не понимает суть того, что я говорю. Это начало большинства разногласий. Вопрос 4
Современное дошкольное образование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательнообразовательная работа с детьми. Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет – это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу
4
будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования. В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественногосударственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности. Обратимся к истории развития дошкольного образования в Российской Федерации. В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество организовывало курсы и лекции для воспитательниц, проводились платные Фребелевские курсы разной продолжительности: летние, годичные и трёхгодичные. Однако кадров не хватало, и к 1914 году в России существовало всего 150 садов, их посещали 4 000 детей. Вопрос 5
Сравним задачи раннего дошкольного образования России и Европы на примере Испании. ело в том, что в отличие от России декрет в Испании длится всего четыре месяца, еще один месяц полагается на кормление плюс месяц отпуска – таким образом, большинство испанцев отдают своих детей в детские сады в возрасте шести месяцев, правда, чаще всего, не на полный день. Детские сады в Испании называются по-разному – общеиспанское слово – “guarderia”, в Каталонии вы столкнетесь с “llar d’enfants”, а на Балеарских островах – “escoleta”. В России дошкольное учреждение всегда носит название «дошкольное образовательное учреждение» или «ясли-сад». Детские сады в Испании бывают как государственные, так и частные. В государственные не так просто попасть, кроме того, цены не сильно разнятся – государственный сад обойдется в месяц 200-300 евро, а частный – 300-500 евро. Правда, в зависимости от дохода семьи можно получить скидку на пребывание в государственном саду. В России также есть и государственные и частные сады. Стоимость в частных садах также очень разная от10 000 рублей до 50 000 рублей.
5
В Испании можно найти самые разные частные детские сады – с обучением на английском или французском в игровой форме, сады, работающие по системе Монтессори или по другим развивающим системам. В этом есть определенное сходство с российскими частными садами. После детского сада встречается второе отличие российской системы от испанской – в Испании дети идут в школу в возрасте 3 лет. Тем не менее, первые три класса представляют собой подготовительную программу, и не является частью обязательного обучения. Обязательное школьное образование начинается в 6 лет. Таким образом, у родителей всегда есть выбор, в каком возрасте отдать ребенка в школу. Вопрос 6
Рассмотрим значение пословиц про труд и работу в воспитании детей в России. Пословицы про труд для детей в наши дни многие взрослые используют для того, чтобы ребята осознали важность и значимость данного вида деятельности. Значение пословиц. Все народные сказания содержат в себе глубокий смысл. Пословицы про труд и работу можно считать вариантом передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями. Какой бы ни была экономическая и политическая ситуация в мире, народная мудрость всегда сохраняет свою востребованность и актуальность. Многие пословицы про труд для детей придуманы настолько давно, что сложно сказать, когда именно они появились в обиходе. Бабушки и дедушки, воспитывая своих внуков, стараются вставлять небольшие поговорки о труде. Например, когда малыш ленится, не хочет делать уроки, бабушка тут же приводит ему пословицы про труд: «У лентяя Федорки на все отговорки». Прелесть поговорок и пословиц заключается в том, что они полностью заменяются нудные нравоучения, крик взрослых. Пословицы про труд и работу для детей доносят для ребят смысл, при этом взрослым не нужно тратить время на продолжительные объяснения и рассуждения. Например, если девочка не хочет мыть полы, бабушка проговаривает ей: «Белые ручки чужие труды любят». Для того чтобы пословицы про труд человека оказывали максимальное воздействие на подрастающее поколение, важно вместе с ребенком прорабатывать каждую фразу, выявлять смысл выражения. Например, для тех детей, которые не хотят по утрам заправлять свою кровать, можно взять следующую фразу: «Спозаранку трудиться - сердце радовать».
6
Вопрос 7
Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения: 1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога. 2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза. 3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой. Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника. Вопрос 8
Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику». Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника. Описание методики: двум детям предлагается выполнить задания разной сложности, но об этом не сообщается. «Закончите работу – можете поиграть с игрушками». Из – за разной сложности заданий дети оказываются в неравном положении по отношению к возможности поиграть с игрушками По мере завершения своего задания, ребенок встает перед выбором: приступить к игре или оказать помощь сверстнику. Психолог в это время наблюдает, обращается ли второй ребенок за помощью к первому и как тот откликается на его обращение. Оценка результатов исследования. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволяет выделить 3 группы показателей их эмоциональной отзывчивости.
7
Высокие показатели: содействие ребенка сверстнику. Средние показатели: сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику. Низкие показатели: низкое сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику или полное их отсутствие. При использовании такой методики необходимо два или более дошкольника, к тому же одному из детей (которому досталось более сложное задание) может быть нанесена моральная травма, потому что он может разнервничаться, что не успевает.
Показать больше