Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Методическая разработка КТД
1.1. Познакомиться с теоретическим материалом из Приложения 1, устно ответьте на следующие вопросы: Что такое КТД? Кто является автором методики КТД? Перечислите признаки КТД? Дайте характеристику основным этапам подготовки и проведения КТД.
Коллективные творческие дела (КТД) – способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей.
Методика коллективной творческой деятельности является частью «коммунарской методики» И.П. Иванова.
Дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт.
Этапы подготовки и проведения КТД:
Структура каждого коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества:
1. Предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? Кому быть организатором?)
2. Коллективное планирование. Планирование начинается в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы.
3. Коллективная подготовка. Создается совет дела, в который входят представители микрогруппы. Совет дела действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Каждый участник коллектива получает задание.
4. Проведение коллективно-творческого мероприятия. Мероприятие состоит из разбивки, хода, награждения.
5. Коллективное подведение итогов. Происходит на общем сборе, которому может предшествовать первичный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6. Ближайшее последствие КТД. На этой стадии воспитатели выстраивают дальнейшие перспективы развития и использования КТД.
1.2. Подготовить методическую разработку КТД, в соответствии с представленным в Приложении 1 алгоритмом подготовки и проведения КТД.
1.3. Методическая разработка КТД должна включать:
- название и вид КТД,
- цель и задачи,
- возраст участников,
- методическое оборудование,
- сценарий подготовки и проведения КТД,
-список используемой литературы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА «Зов джунглей».
Цель:
-популяризация и повышение престижа здорового образа жизни через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни
- формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- укрепление физического здоровья детей.
- повышение двигательной активности.
- приобщение детей к активному отдыху, здоровому образу жизни.
- расширение общего кругозора всех участников игры.
-формировать у детей понятие «дикие звери», «хищники», «травоядные», навыки культурного поведения.
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, организованность, умение работать в коллективе, сопереживать.
Возраст: младший школьный
План проведения КТД
1. Совместная подготовка и разработка КТД - организатор лагеря, вожатые, воспитатели, совет лагеря.
2. Игра (конкурсы).
3. Подведение итогов.
4. Награждение.
Условия проведения
1. В игре принимают участие две команды. Первая команда носит название «Хищники», вторая – «Травоядные».
2. На каждом этапе задания выполняют все участники игры, согласно условиям конкурса.
3 Итоги игры подсчитываются по набранному количеству «косточек» и «бананов».
Способы мотивации детей на участие в совместной деятельности
Используемый способ мотивации детей на участие в совместной деятельности - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых, при КТД. Такая форма воспитательной работы, ориентирована на развитие здорового образа жизни детей и тесного сплочения детского коллектива.
Поэтапная организация совместной деятельности:
- Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой организатор лагеря увлекает Совет лагеря радостной перспективой интересного и полезного дела. Идёт поиск ответов на вопросы: для кого? когда? где? с кем вместе? Главная задача: вовлечь каждого в совместную деятельность и выявить лидеров среди коллектива, который окажется и без вожатых и без своих уже выбранных и утвержденных лидеров – Совета лагеря.
- Проведение. Стадия проведения КТД – это итог работы, проделанной при его подготовке.
- Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД – его ближайшего последействия.
Предполагаемые результаты
Участники игры должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся помощниками Совета лагеря.
Анализ проведенного мероприятия
Основополагающей целью данного КТД стало сплочение коллектива детей лагеря.
Продолжительность данного мероприятия – 30-45 минут. Дети самостоятельно и очень успешно справились с данной задачей. Такая форма работы является эффективным средством мотивации совместной деятельности.
Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили опыт работы всем коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе заданий.
Заключительным этапом КТД «Зов джунглей» стало награждение команд.
Сценарий мероприятия
Ведущий. Ребята, я приглашаю вас на веселую спортивную игру «Зов джунглей». Закройте на минутку глаза и представьте, что вы находитесь в джунглях. Джунгли — это влажный тропический лес, где деревья растут так близко друг к другу и так оплетены лианами, что сквозь эти заросли невозможно пройти. Ни днем, ни ночью в джунглях не смолкают звуки: гортанно кричат попугаи, перекликаются в ветвях обезьяны. Молчат только коварные крокодилы. Они затаились в озерах и реках и неустанно поджидают свою добычу. Джунгли зовут на захватывающие состязания. Встречайте — команды «Хищников» и «Травоядных»!
(Представление команд — девиз, эмблемы, приветствие соперников.)
Команда «Хищники»
Девиз.
Мы — хищники, охотники,
Кто нам повстречается в пути,
Вряд ли сможет ноги унести.
Приветствие.
Пусть будет справедливая игра,
Кто проиграет — вовсе не беда!
Команда «Травоядные»
Девиз.
Мы, травоядные, дружные малые.
С ногами все у нас в порядке,
Бежим мы быстро, без оглядки.
Приветствие.
Пусть дружба победит в нашей игре,
И мирно станут жить все звери на земле!
Ведущий. И хищники, и травоядные должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Одни — чтобы настичь добычу, другие — чтобы спасти свою жизнь. Ну, что ж, пришло время состязаний. Пусть победит сильнейший!
1 конкурс «Приветствие»
Каждая команда должна заранее подготовить и продемонстрировать свое название, девиз, приветствие
2 конкурс «Добыча пищи»
На определенной дистанции находится веревка с развешенными на ней конфетами (количество конфет определяется по количеству игроков). По сигналу капитаны команд начинают соревнование. Каждый из участников добегает до веревки и без помощи рук срывает конфету. Побеждает та команда, которая первой принесет конфеты.
3 конкурс «С добычей вприпрыжку»
У капитанов между ног зажат мяч. Преодолев определенное расстояние вприпрыжку с мячом, капитан передает мяч следующему члену команды. Побеждает та команда, закончившая соревнование первой.
4 конкурс «Братья наши меньшие»
В этом конкурсе ведущий задает по5вопросов каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает «кость» или «банан».
Вопросы для первой команды:
1.Как называется личинка лягушки? (Головастик.)
2.Сколько ног у осьминога? (Восемь.)
3.Как называется самая крупная птица в мире? (Африканский страус.)
4.Что меняет лось каждый год? (Рога.)
5.Что пчелы собирают с цветов? (Нектар.)
Вопросы для второй команды:
1.Самая крупная обезьяна? ( Горилла.)
2.Где живут пингвины? (В Антарктиде.)
3.Кто такой зверь – лесоруб? (Бобр.)
4.Корабли пустыни – кто они? (Верблюды.)
5.Как называется дикая собака? (Динго.)
5 конкурс «Весенняя линька»
Капитан команды пробегает определенную дистанцию, в конце которой лежит одежда. Он одевается и бежит к команде. Там капитан снимает одежду и передает ее следующему участнику. Команда, закончившая первой, побеждает.
6 конкурс «Водопой»
Первый участник набирает в ложку воду и, пробежав определенную дистанцию, выливает воду в банку. Затем он возвращается к команде и передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, которая заканчивает соревнование первой и в банке будет большее количество воды.
7 конкурс «Выживает сильнейший»
На полу зала рисуется большой круг. По очереди в него вступают пары (от каждой команды по участнику). Прыгая на одной ноге и не помогая руками, соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга. Побеждает та команда, большее количество участников которой осталось в круге.
8 конкурс «Конкурс капитанов»
Капитаны с завязанными глазами изображают на бумаге то животное, которое они представляют в этой игре. Побеждает капитан, наиболее правдиво и интересно изобразивший себя.
9 конкурс «Гудящий поток» - игра со зрителями
Зрители делятся на 2 команды с равным количеством участников. Первый член команды по сигналу набирает в легкие воздуха и начинает гудеть. Как только у него заканчивается воздух, он передает эстафету другому. Побеждает та команда, чей гудок длится дольше
Ведущий:
Итак, наша игра подошла к концу.
Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба –
Сильней соревнования.
Успех решила не судьба,
А только ваша дружба!
По окончании игры жюри подсчитывает количество «костей» и «бананов», и называет команду-победителя игры «Зов джунглей»
Награждение грамотами и призами, поздравление команд.
Список используемой литературы
1) Актуальные проблемы организации воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере: материалы Международной научно-практической конференции (25 – 30 августа 1998г., Украина, детский оздоровительный лагерь «Коктебель»). – Минск: Белгосуниверситет, 1998.
2) Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок» / О.С. Газман, В.Ф. Матвеев – М.: Педагогика, 1982.
1.4. Ответить на следующие вопросы (письменно): Чем КТД отличается от игры? Каковы особенности применения КТД в условиях образовательной организации? В чем достоинства КТД как формы работы с детьми? Каковы особенности организации КТД для младшего, среднего и старшего школьного возрастов?
Чем КТД отличается от игры. После завершения КТД можно наблюдать продукт деятельности, а в игре его нет. Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами.
Особенности применения КТД в условиях образовательной организации состоят в том, что необходимо адаптироваться под условия и факторы проведения КТД в таких обстоятельствах (режим школы, к примеру).
Показать больше