Фрагмент для ознакомления
2
При написании выпускной квалификационной работы студент юридического факультета пришел к выводу о необходимости изменения некоторых положений Конституции Российской Федерации и обратился в Государственную Думу. В своем обращении студент предоставил текст законопроекта, перечень нормативно-правовых актов, подлежащих принятию, изменению или отмене в связи с принятием законопроекта.
Вопросы:
1. Имеет ли право гражданин Российской Федерации на такие обращения?
2. Обладает ли гражданин Российской Федерации правом законодательной инициативы?
3. В каком порядке осуществляется пересмотр Конституции?
Ответ:
1. Гражданин РФ не может обратиться в Государственную Думу с обращением об изменении некоторых положений Конституции РФ, поскольку в ст. 134 Конституции РФ указаны только глава государства, Совет Федерации, Госдума, Правительство России, законодательные (представительные) органы на уровне субъектов РФ, а также группа, численность которой не может быть меньше 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.
2. На федеральном уровне гражданин Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, поскольку субъекты законодательной инициативы перечислены в ст. 104 Конституции РФ. Однако, Федеральный закон № 184-ФЗ в ст. 6 предоставляет право законодательной инициативы на основании устава (конституции) гражданам, которые непосредственно проживают в определенном субъекте РФ.
3. Предложение, содержащее конституционную инициативу, должно быть оформлено в виде специального акта. Например, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. – в зависимости от статуса инициатора. Предложение может быть первоначально внесено как в Госдуму, так и в Совет Федерации.
Далее предложение рассматривается Федеральным собранием. Если предложенные изменения будут одобрены не менее чем 3/5 от общего числа членов Федсобрания, то на следующем этапе процесса пересмотра Конституции созывается Конституционное собрание. Оно должно быть созвано в соответствии со специальным федеральным конституционным законом (ФКЗ). Этот закон призван регламентировать собственно процедуру созыва, состав данного госоргана, должен содержать иные положения, определяющие особенности деятельности Конституционного собрания. Однако к настоящему моменту такого ФКЗ нет .
Далее Конституционное собрание по итогам рассмотрения конституционной инициативы должен принять одно из двух решений:
1) старая Конституция не может быть изменена и должна остаться в действующей редакции;
2) предлагаемые изменения одобряются и в соответствии с ними разрабатывается проект новой Конституции .
Проект Конституции считается принятым, если его поддержит не менее 2/3 от численности состава Конституционного собрания либо по итогам всенародного голосования (референдума). Конституция считается принятой по итогам референдума, если за нее проголосовало более половины
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список нормативно-правовых актов и литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
Литература
1. Виноградова Е. В. Конституционные основы реформирования конституции Российской Федерации / Е. В. Виноградова // Образование и право. 2019. № 1. С. 28-30.
2. Кишиева Г. Б., Плотникова Г. Н. Общая проблематика внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ // Г. Б. Кишиева, Г. Н. Плотникова // Colloquium-journal. 2020. № 1-9 (53). С. 56-57.