Фрагмент для ознакомления
2
Таблицы Шульте
Назначение: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Применять возможно для разных возрастов.
Основное содержание: проводится обследование через специальные бланки, в которых рядами расположены буквы в случайном порядке (можно использовать цифры и фигуры или даже газетный текст). Испытуемый просматривает бланк, который ему выдали и в каждом ряде вычёркивает указанные ему в инструкции буквы или фигуры/ знаки.
Другой вариант: испытуемому предлагаются поочерёдно таблицы, в них в произвольном порядке числа от 1 до 25, необходимо их отыскивать и показывать в порядке возрастания. Повторяется такая проба на пяти разных таблицах.
Оборудование: Подготовленные бланки или таблицы и ручка.
Таблица 1.
14 9 2 21 13
22 7 16 5 10
4 25 11 18 3
20 6 23 8 19
15 24 1 17 12
Таблица 2.
2 13 1 8 20
17 6 25 7 11
22 18 3 15 19
10 5 12 24 16
14 23 4 9 21
Таблица 3.
21 11 1 19 24
2 20 18 5 10
4 13 25 16 7
17 6 14 9 12
22 3 8 15 23
Таблица 4.
5 21 23 4 25
11 2 7 13 20
24 17 19 6 18
9 1 12 8 14
16 10 3 15 22
Таблица 5.
3 17 21 8 4
10 6 15 25 13
24 20 1 9 22
19 12 7 14 16
2 18 23 11 5
Алгоритм проведения: испытуемому предъявляют таблицы, инструктор говорит «в этой таблице числа от 1 до 25 и расположены они не по порядку», затем закрывают эту таблицу и говорят «необходимо показать и назвать все числа по порядку начиная с 1, сделать это нужно без ошибок и как можно быстрее». Открывают таблицу и одновременно с этим включают секундомер. Следующие таблицы показывают без предварительной инструкции.
Обработка данных: основным показателем является время, за которое будет выполнено задание и количество допущенных ошибок. По результату за каждую таблицу можно построить «кривую утомляемости (истощаемости)», она будет отражать устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Также можно вычислить: эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психическую устойчивость (ПУ).
ЭР=(Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/ 5, где Т – это время работы с таблицей.
При оценке ЭР в секундах учитывают возраст респондента.
Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше
ВР=Т1/ ЭР Если результат будет меньше 1,0 – то это показатель хорошей врабатываемости, а если выше, то испытуемому нужно подготовиться к основной работе.
ПУ= Т4 / ЭР Если результат меньше 1,0 то, это говорит о хорошей психической устойчивости, ну а если выше, тем уже хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению задания.
Протокол исследования.
Ф.И.О. ЭР ВР ПУ
Методика Пьерона-Рузера
Назначение: для определения уровня внимания и степени концентрации.
Основное содержание: могут быть индивидуальные исследования и групповые от 5 до 9 человек. При групповой работе важно, чтобы испытуемым было удобно и у всех были бланки тестов, карандаши, тишина в зале, где тестирование проводится.
Оборудование: секундомер, бланк с распечатанным тестом, карандаш.
Алгоритм проведения: Объяснить респондентам, что изображено на бланке, там треугольник, круг и ромб. По сигналу руководителя эксперимента нужно ставить плюс в квадрате, в треугольнике ставить минус, в кружок ничего, а точку в ромб. Подряд и построчно нужно ставить знаки, за время в 60 секунд.
Обработка данных: результатом будет являться то, сколько было сделано ошибок.
Концентрацию и её уровень по таблице определяют.
Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
100 1 очень высокий
91-99 2 высокий
80-90 65-79 3-4 средний низкий
64 и меньше 5 очень низкий
Если вдруг ошибки допускаются, то занижается ранг. На 1 пункт ранг будет снижаться, если есть 1 или 2 ошибок, на два, если 3 ошибки и на 3 пункта снижается ранг, при 4 ошибках.
Анализируя результат важно знать причины, почему он такой. Вдруг испытуемый старался делать на скорость, поэтому увеличится количество недочетов, т.е. проявление соревновательности. Как вариант также усталость или болезнь, может быть плохое зрение.
Необходимо время зафиксировать и количество ошибок в работе.
Уровень устойчивости внимания считается высоким при отсутствии ошибок и времени 75 секунд.
Средний: 2 ошибки и 105 секунд.
Низкий: 5 ошибок и 110 секунд.
Очень низкий уровень: 6 ошибок и время в 130 секунд.
Методика пиктограмм
Назначение: возможно изучать с такой методикой уровень опосредованного запоминания. Проводится от 10 лет и выше. Лучше осуществлять уже после какой-то методики либо теста, во избежание акцентирования внимания на процедуре.
Основное содержание: проведение теста на проверку памяти. Называть слова и к каждому нужно рисовать соответствующую картинку, которая поспособствует тому, чтобы вспомнить это слово потом.
Оборудование: лист бумаги (не тетрадь, а чистый), карандаш, слова, нужные для методики.
Алгоритм проведения: Испытуемым нужно задавать слова/ словосочетания для запоминания, чтобы легче запоминать было, нужно рисовать картинки, которые помогут вспомнить слово потом. Не важно совсем качество рисунка, а важна его помощь в запоминании. Буквы, цифры, слова запрещены.
Слова для запоминания (порядок важно сохранить):
1. Весёлый праздник
2. Тяжёлая работа
3. Вкусный ужин
4. Болезнь
5. Печаль
6. Счастье
7. Любовь
8. Развитие
9. Разлука
10. Обман
11. Победа
12. Подвиг
13. Вражда
14. Справедливость
15. Сомнение
16. Дружба
Инструкция объявляется лишь один раз, повторно только по запросу респондента.
Читается слово и делается пауза, чтобы время было на рисунок, затем следующее слово и т.д. Когда будут все рисунки готовы, то считается завершённым первый этап процедуры. Второй этап через 30-60 минут, когда испытуемый уже отдохнул ему показывают его рисунки и он должен назвать слово, которым они соответствуют.
Обработка данных: для начала подсчитываем слова, которые были правильно воспроизведены.
Важно выяснить каким образом рисунки помогали вспомнить слова/ словосочетания. Нужно учитывать: индивидуальность, абстрактность, значимость, адекватность и стандартность.
Через абстрактность выясняем отнесенность к конкретной ситуации, в индивидуальности учитываем обращение к личному опыту респондента.
Для нормальных рисунков будет характерно: выбрать нужный образ для большинства слов, не преобладающие образы из индивидуальной значимости, отсутствие геометрических фигур, в наличии должны быть стандартные образы, размеры рисунков должны быть такими, что все уместятся на одном листе, а не отдельно каждый.
О сниженном интеллекте могут свидетельствовать: не понятый смысл задания, не выбран образ, отсутствие символов и геометрических фигур, выраженность стереотипности.
Важно каждый рисунок проанализировать. К примеру, у здорового человека будет слово «Победа» изображено салютом и объяснено тем, что он бывает в «День Победы». Оценивается это так: атрибутивный выбор, индивидуальная значимость отсутствует, адекватный и стандартный. Соответственно проводится с каждым словом и рисунком к нему.
Методика «Перепутанные линии»
Назначение: уровень концентрации и способности устойчивости в зрительном внимании.
Основное содержание: можно провести в группе или индивидуально. Предлагается испытуемому рисунок, на котором изображены пронумерованные запутанные линии, каждая из них начинается справа и заканчивается слева, нужно каждую проследить и найти её начало и конец, начать с 1 и продолжать по порядку.
Оборудование: секундомеры, подготовленные спец бланки.
Алгоритм проведения: Объясняется испытуемому суть задания, важно, чтобы за линиями он следил лишь глазами и старался не делать ошибок.
Экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого - установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце 12 задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В конце методики следует уточнить какие трудности возникали у испытуемого.
Обработка данных: в варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся не прослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания.
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»: 19 и более – отлично; 18 – 10 – хорошо; 4 – 9 – удовлетворительно; 3 и менее – неудовлетворительно.
Тест творческого мышления Е.П. Торранса
Назначение: исследование творческой одарённости в возрасте 5-18 лет.
Основное содержание: тест состоит из трёх заданий. Ответы на задания – это рисунки и к ним подписи, время не ограничивается, художественные способности в данном тесте не будут учитываться.
Важно озвучить инструкцию перед тестом.
Оборудование: карандаш, тестовое задание, секундомер.
Алгоритм проведения:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Основа- овальное пятно, которое вырезано из бумаги, цвет на выбор. Дать название рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных фигур. Придумайте название каждому.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Даны 30 пар вертикальных линий. На каждой создаём повторяющийся рисунок.
Обработка данных:
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки:
рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
Показать больше