Фрагмент для ознакомления
2
Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Инклюзивное образование»
4) Составить таблицу «Опыт реализации инклюзивного подхода в зарубежных странах»:
Страна Период начала реализации инклюзивного подхода Содержательные аспекты реализации инклюзивного подхода Основные достижения в области инклюзивного образования
Япония Фактически ещё с 1970-х годов Правительство Японии начало разрабатывать нормативные акты способствующие расширению возможностей образования инвалидов. Для развития здоровых отношений в обществе важна не только интеграция лиц, с ограниченными возможностями в общественную жизнь, гораздо важнее, чтобы особые дети не просто вписались в общество, а чувствовали себя равными и нужными среди своих сверстников. Целью инклюзивного образования является успешная социальная адаптация лиц с особыми потребностями. Не просто стремление быть как все, а реализация собственных возможностей и способностей. В Японии вовлеченность особенных детей в социум начинается с детского сада и продолжается до высшей ступени школы. С самого раннего возраста детей учат гуманному отношению к инвалидам, прививают навыки заботы о лицах, нуждающихся в посторонней помощи. Это реализуется путём совместного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, совместных игр.
Родители особенных детей имеют право выбора, в каком дошкольном (учебном) учреждении будет обучаться ребенок. Это могут быть как специализированные учреждения, так и обычные. В большинстве своём родители предпочитают, чтобы их дети росли среди своих сверстников в обычных условиях. При этом в Японии вся инфраструктура построена таким образом, что человек с ограниченными возможностями не испытывает явные затруднения в передвижении и общении.
Окончив дошкольное образование и получив навыки социализации, особенные дети переходят на следующую ступень образовательного процесса и поступают в начальную школу. Так особые потребности детей реализуются в общеобразовательных школах. Имея относительно небольшие нарушения в развитии, дети обучаются в обычных классах, чаще всего небольшой наполняемости.
Примечательной особенностью инклюзивного образования в школе является организация так называемых комнат ресурсов. Обычно эта программа действует для начальных и средних школ. Это пространство, где дети-инвалиды, обучающиеся в обычных школах, могут получить консультацию специалистов. Такая программа действует для детей с диагнозами аутизм, различными расстройствами слуха, речи и зрения, эмоциональными нарушениями.
Помимо обучения в малых подгруппах и действия комнат ресурсов для некоторых детей предусмотрены тьюторы (наставники), которые могут осуществить индивидуальную помощь детям. Для детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, учитывающие анамнез, результаты психологического и социального тестирования.
Германия 1803 г. Ключевая цель обучения детей с разными возможностями в одних классах – это разработка гибкой методики, которая обеспечит предоставление знаний разным категориям учащихся в равной мере, учитывая их индивидуальные особенности и соблюдая право каждого ребенка на образование.
Основная идея инклюзивной системы основана на стремлении педагогов создать все условия, чтобы ни один ребенок не выпал из детского социума. Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
Учеба в совместных школах построена следующим образом:
Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
Франция 1850 г. В рамках общеобразовательной школы, помимо указанных классов предусмотрены и другие варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно:
1. Ребенок может учиться в обычном классе, по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее получать дополнительную помощь (лечебные процедуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могут посещать обычный класс и одновременно – адаптационный центр, открытый при школе или находящийся поблизости. В рамках общеобразовательной школы, предусмотрены варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно:
1. Ребенок может учиться в обычном классе, по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее получать дополнительную помощь (лечебные процедуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могут посещать обычный класс и одновременно – адаптационный центр, открытый при школе или находящийся поблизости.
2. Обучение построено таким образом, что школьник может сочетать обычную и дополнительную программы (в условиях школы или вне её). Например, ребенок с выраженными, прогрессирующими нарушениями зрения посещая общеобразовательную школу, работает по общей учебной программе и одновременно осваивает шрифт Брайля. Также и ученик, имеющий выраженные нарушения слуха, и занимаясь со сверстниками по общеобразовательной программе, может в определенные часы бывать на занятиях по музыкальной или телесной ритмике (верботональный метод).
3. Обучение школьника в специальном классе, и специальной программе может сочетаться с совместным со сверстниками изучением некоторых предметов общеобразовательной программы.
4. Обучение проходит в специальном классе и по специальной программе, но ребенок участвует в общешкольных и досуговых мероприятиях (спортивных праздниках, экскурсиях) и разделяет со сверстниками многие режимные моменты (завтрак, обед) со своими сверстниками.
Дания 1817 В последние несколько десятилетий организация образовательной системы была подчинена трем принципам:
- нормализации: политика общества, разрешающая людям с проблемами в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной;
- интеграции: попытка одинаково воспитывать как полноценных детей, так и детей с отклонениями в развитии, упраздняя ярлыки «недочеловека», «того отсталого» и др.;
- регионализации: попытка привлечь государственные службы и право решений на практике как можно ближе к людям, к муниципалитету или округу. Образовательные возможности для учащихся со специальными нуждами в Дании следующие:
- общая школа с одним учителем сверх нормы;
- специалист, который отвечает за процесс обучения таких учащихся;
- группы специального обучения, которые взаимосвязаны с общеобразовательной школой;
- клиника специального образования при общеобразовательной школе;
- класс специального образования при местной школе;
- класс специального образования при общеобразовательной школе вне района, где
находится местная школа;
- отделение специального образования, которое взаимосвязано с общеобразовательной
школой (двойная школа или школы – «близнецы»);
- специальная школа;
- специальная школа-интернат или учреждение постоянного проживания.
Швеция 1842 Наличие специализированных школ (например, для лиц с нарушением слуха, лиц с нарушением умственного развития).
Инклюзия рассматривается как элемент механизма защиты прав человека.
Сильный акцент на праве использования родного языка (например, при обучении мигрантов или детей саамов).
Четкое представление о механизме создания школы для всех как школе для учащихся и персонала.
Швеция – страна, подписавшая Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Швеция – страна, ратифицировавшая Конвенцию о правах инвалидов. Право на инклюзивное образование
Поставлена цель обеспечить доступ к равному для всех образованию.
Реализация принципа интеграции в школьную жизнь всех учащихся, независимо от их потенциала.
Обязанностью школы является создание среды и условий для успешного обучения; к учащимся с особыми образовательными потребностями должны предъявляться такие же требования, как и к учащимся без таковых.
Образовательные учреждения обычного типа, не способные обеспечить соответствующую поддержку нуждающимся в ней учащимся, должны предоставить обоснование альтернативных вариантов организации для них учебного процесса.
Помещение ребенка в образовательное учреждение
Родители могут выбрать для своего ребенка школу из числа соответствующих его образовательным потребностям.
Муниципальные школы обслуживают конкретный район и набирают учащихся из числа проживающих в данном районе.
Основания для оказания специальной поддержки
В случае возникновения у учащегося трудностей в обучении и наличия оснований для оказания ему специальной поддержки, такой учащийся вправе претендовать на помощь специалиста. По результатам консультаций с учащимися, родителями и специальными педагогами преподавателем в данном случае разрабатывается соответствующий «план действий».
Школы должны создать такие условия, которые бы соответствовали потребностям всех учащихся.
Организация школьной и психологической консультаций является обязанностью соответствующих органов всех муниципалитетов и губерний.
5) Подготовить краткое сообщение об опыте реализации инклюзивного образования в образовательной организации, в которой работает студент(если студент не работает в образовательной организации, можно выбрать какой-то из регионов Российской Федерации) по плану:
• условия для реализации инклюзивного подхода, созданные в организации:
Финансово-экономические условия. Эти условия обеспечивают достижение планируемых в индивидуальном образовательном плане результатов.
Информационное обеспечение. Оно включает в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач в обучении, а также наличие служб поддержки в образовательной организации.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивают соблюдение:
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в учреждении
Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа детей с особыми образовательными потребностями к объектам инфраструктуры образовательного учреждения
Соблюдение норм санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей
Обеспечение социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей детей с особыми образовательными потребностями
Обеспечение пожарной и электробезопасности и проч.
• категории детей с особыми образовательными потребностями, включенными в инклюзию:
Дети с нарушениями слуховой, зрительной функций, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью, с задержкой психического развития, выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с расстройствами аутистического спектра, а также дети с комплексными нарушениями развития
• особенности организации инклюзивного обучения и воспитания:
Большинство педагогов не готовы к работе в инклюзивных классах. Одновременно преподавать материал детям группы «нормы» и тут же адаптировать программу урока для детей с особыми образовательными потребностями трудно. Данная проблема тяжело решается педагогом в одиночку.Подготовка урока по двум
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
2. Карвасарская Е. Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы / Е. Карвасарская. – М.: Издательство: Генезис, 2010.
3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Издательство: Теревинф, 2005. 4. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение /О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская – М.: Издательство: Теревинф, 2005. 5. Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы // Раздел I Интернет-портал Правительства Российской федерации / Правительство России http://government.ru/gov/results/14607/.
4. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
5. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока. // Завуч. Управление современной школой. №2, 2006.
6. Макарова Е.Ю. Николаева И.В., Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка / Макарова Е.Ю., Николаева И.В. // Интеграционные технологии в преподавании русской словесности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2008 г. / Научный редактор Н.Ю. Русова, составитель и технический редактор Д.М. Шевцова. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2008.
7. И.В. Николаева, Е.Ю. Макарова Использование текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса учащихся / И.В. Николаева, Е.Ю. Макарова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. Санкт-Петербург, 15-17 октября 2008 г. Русская литература в контексте мировой культуры. Место и роль русской литературы в мировом образовательном пространстве / Под редакцией П.Е. Бухаркина, Н.О. Рогожиной, Е.Е. Юркова.-В двух томах.-Т.1.Ч.2.-СПб.: МИРС, 2008.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.,1996.
9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.