Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В естественной науке предпринимались разные попытки придать психике конкретное место в природе. Например, согласно теории панпсихизма, душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Биопсихизм описывал психику как присущее всему живому, в том числе растениям. Антропопсихизм утверждал, что психика присуща только человеку, а животные, как и растения – это «живые автоматы». Нейропсихизм говорил о том, что психика есть только у тех живых существ, у которых есть нервная система .
Все вышеперечисленные теории рассматривали критерии психики как внешние по отношению к форме существования организма. Психика приписывалась какому-либо живому существу не потому, что у существа были конкретные поведенческие характеристики, а потому, что оно принадлежало к конкретному классу объектов. Другая группа теорий рассматривает психику исходя из внутренних, функциональных критериев. Данные теории уже развивались позже. Критериями присутствия психики для таких теорий являются: способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.
Целью данной работы является рассмотрение психологической характеристики надежности профессиональной деятельности.
Задачи:
- описать проблему надежности функционирования живых систем;
- рассмотреть психологические механизмы надежности;
- проанализировать компенсацию и избыточности личности как механизмы надежности;
- изучить самоконтроль и чувство долга в профессиональной деятельности.
1 Проблема надежности функционирования живых систем
Проблема надежности обрела свой научный статус только в середине XX. в. Ее первоначальное признание и интенсивное изучение связано с развитием технических наук. Данная проблема стала развиваться достаточно быстро и в короткие сроки стала приоритетной технической проблемой, вышедшей за границы государства.
Академик А. И. Берг, много сделавший для развертывания исследований по проблеме надежности в нашей стране, говорил о надежности как о «вечной» проблеме. Нет смысла искать окончательное решение проблемы надежности, если проводить мероприятия непостоянно и нерегулярно. Данная проблема требует постоянных инвестиций. Пока развивается наука и техника, пока создаются новые технические средства и технологии, надежность будет проблемой номер один.
Вопросы надежности функционирования живых систем привлекли к себе особенное внимание. В процессе эволюции осуществлялось формирование и закрепление наиболее эффективных, оправдавших себя механизмов надежности биосистем. Все неверное, ненадежное отбрасывалось, и в этом заключалась одна из главных особенностей естественного отбора. Систематизация механизмов надежности, обнаруживающих свое присутствие на разных уровнях функционирования живых систем, еще ждет своего завершения. Вместе с тем уже можно говорить о наличии среди них наиболее эффективных, имеющих универсальный характер. К ним обычно относят механизмы резервирования, избыточности, компенсации.
Сегодня довольно трудно воссоздать хронологию обращения к термину «надежность» для характеристики функционирования различных сторон психики. Во всяком случае, в философских трактатах XVII–XVIII вв. уже можно встретить неоднократное использование этого термина, который, правда, ни одним из авторов специально не истолковывается. Тем не менее вкладываемый в него смысл вполне угадывается. Например, Лейбниц, Кондильяк, Дидро говорят о том, что память человека недостаточно надежна, как, впрочем, и суждения наши могут быть несовершенны, ненадежны.
В инженерно-психологических задачах стали проявляться исследования в проблеме надежности, предпринимались первые попытки создания базиса понятий, методологии надежности.
Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.
Уже сегодня мы можем определить некоторые последствия деятельности интеллектуальных систем, которые обладают как положительными, так и отрицательными характеристиками. С одной стороны, эти системы обеспечивают безопасность и повышают уровень удобства и комфорта в повседневной жизни, с другой же – под вопросом находятся такие неотъемлемые ценности, как свобода, частная жизнь и персональная информация.
2 Психологические механизмы надежности. Предотвращение профессиональных стрессов
Интерес к психологическим механизмам не нов. Но особенно заметно он проявляется в психологической литературе последнего времени. Специальное обращение к изучению того или иного психологического механизма должно предусматривать поиск ответов, по крайней мере, на следующие вопросы: состав и основная функция психологического механизма, закономерности его генезиса (условия формирования, наиболее существенные факторы, определяющие его последующее функционирование), причины и характерные признаки разрушения (старения).
Самоконтроль.
Среди психологических механизмов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности, самоконтролю принадлежит фундаментальная роль. По своей сути самоконтроль нацелен на своевременное предотвращение или обнаружение уже совершенных ошибок.
На эффективность реализации самоконтроля влияют внешние факторы, связанные с условиями выполнения человеком конкретной деятельности, и внутренние, субъективные факторы, проистекающие из индивидуальных особенностей человека. Выбор неправильных эталонов при выполнении какой-либо деятельности ведет к недостижению поставленной цели или получению некачественных результатов. Таким образом, если отсутствие эталона делает самоконтроль в принципе невозможным, то неправильное или недостаточно полное его формирование делает обращение к самоконтролю в итоге неэффективным. Осуществление самоконтроля становится в ряде случаев более простым и приводит к надежным результатам, если эталон находится вовне, перед человеком, в окружающей его среде. Например, практикой проверена необходимость «запроектировать» самоконтроль человека-оператора, т. е. уже на этапе проектирования предусмотреть в конструкции будущей системы такие специальные устройства, которые позволяли бы оператору
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Антикоррупционная политика: учебное пособие / Под ред. Г.А. Сатарова. - М.: Спас, 2016. С. 87
2) Афанасьева О.В., Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. - М., 2016
3) Белов, В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. - СПб.: «Алетейя», 2016.
4) Бураменская М.Н. Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2017. -№2. - С. 4-10
5) Глухов А.В. Трудовые правоотношения государственных гражданских служащих // Инновационная наука. - 2017. - №2. С. 102-109
6) Кобликов А.С. Юридическая этика. - М., 2016
7) Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы. Учебник. - М.: Юрайт, 2017
8) Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2016
9) Социология управления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Башмаков [и др.] ; под ред. В. И. Башмакова, Р. В. Ленькова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 409 с.
10) Урмина И. А. Самоменеджмент : учебник для академического бакалавриата / И. А. Урмина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
11) Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (редакция от 30 декабря 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215. Гл. 3, Ст. 18; Гл. 12, Ст. 55, 57.
12) Фокина Н. И. Современная