Фрагмент для ознакомления
2
Формирование культуры умственного труда заключается не только в эффективном использовании имеющихся ресурсов и возможносте студентов, но и в их развитии. Процесс обучения - один из путей развития способностей человека. Из последнего становится понятным тот факт, что именно обучение должно быть инновационным и формировать научное мировоззрение за счет эффективных технологий получения и усвоения знаний. Отметим, что основное отличие технологии от методик заключается в том, что под технологией понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных методологических средств и четкий алгоритм их использования [8, с. 13].
В научной литературе выделяют такие технологии формирования культуры умственного труда, например: образовательные, педагогические, психологические и здоровьесберегающие [7, с. 120].
Сегодня образовательная парадигма Высшей школы выдвигает на первый план технологии здоровьесбережения, без овладения которыми человек просто не сможет полноценно взаимодействовать с обществом.
Под понятием «здоровьесберегающие технологии» понимаю следующее: оптимальная организация учебного процесса (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей); благоприятные условия обучения студентов в высшем учебном заведении (отсутствие стрессовых факторов, адекватность требований); рациональная организация труда и отдыха.
Под здоровьесбережением в рамках нашей работы будем понимать совокупность научных знаний, методов, средств и приемов, которые создают предпосылки для повышения функциональных возможностей организма, уровня работоспособности и учебной активности, сохранения и укрепления его потенциала.
Существует значительное количество здоровьесберегающих технологий. Мы остановимся на одной из них. Под тайм-менеджментом понимают такую здоровьесберегающую технологию, которая помогает осуществлять деятельность продуктивно и эффективно с наименьшим количеством потраченного времени [1, с.54]. При управлении временем важным является не лишь формирование необходимых навыков, но и использование методов, правильной постановки целей, предварительного планирования, рационально организации работы.
Целью тайм-менеджмента, как технологии формирования культуры умственного труда, является обучение студентов методам самоорганизации учебной деятельности и помощь в формировании соответствующих навыков самоорганизации, и как результат – повышение эффективности и оптимизация учебного процесса.
Применение тайм-менеджмента откроет возможность студентам более эффективно использовать время обучения, чтобы подготовиться к будущей профессиональной деятельности, а также использовать свободное от учебы время для самореализации и саморазвития [3, с. 20].
Для управления временем существует множество методик и принципов тайм-менеджмента.
Тайм-менеджмент включает в себя широкий спектр деятельности, среди которых:
- постановка целей;
- распределение времени;
- составление списков;
- расстановка приоритетов;
- анализ использования времени и т.д.
Технология тайм-менеджмента открывает возможность каждому студенту эффективно планировать расписание своего дня, недели, месяца. В учебном процессе высшего учебного заведения есть определенные задачи, что по своему характеру являются обязательными, которые требуют четкой организации, планирования, и главное – своевременного выполнения [2, с. 56]. Тайм-менеджмент помогает студенту определить приоритеты, осуществить предварительное планирование и четкую организацию, контролировать собственное время.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений / Г.А. Архангельский. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 160 с.
2. Брайан Т. Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управления собственным временем / Трейси Брайан; [пер. с англ. А. Евтеева]. – М.: СмартБук, 2019. – 79 с.
3. Валеева Н.Ш. Психология и культура умственного труда: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.
4. Дод П. 25 лучших способов и приемов тайм-менеджмента. Как делать больше, не теряя головы / П. Дод, Д. Сандхайм; пер. с англ. – СПб.: ДИЛЯ, 2008. – 128 с.
5. Зайцева С.С. Формирование культуры умственного труда студентов ВУЗа : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / С.С. Зайцева. – Нижний Новгород, 2017. – 23 с.
6. Кукла Андре. Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди /Андре Кукла, пер. с анг. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 152 с.
7. Носков В. Психогигиенические аспекты гуманизации высшей школы / В. Носков // Социальная психология. – 2018. – № 2. – С. 120–125.
8. Тайм-менеджмент как основа успешного обучения в учреждении высшего образования / [сост.: Н. Л. Кучинская]. – Минск: 2015. – 37 с.