Фрагмент для ознакомления
2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Что такое рынок
Существует насколько различных трактовок понятия «рынок», так, с точки зрения Коттлера «Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Рынки делятся на рынок продавца, где силу имеет продавец и на рынок покупателя, где силу имеет покупатель» [1].
Макконел и Брю, говорят о том, что «Рынок - это приспособление, осуществляющие контакт между покупателями, или предъявителями спросами и продавцами или поставщиками товара, услуги» [3].
Также, рынок можно охарактеризовать как всякий институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов или систему отношений между продавцами товаров - услуг и покупателями. Продавцы вступают в отношения, чтобы передать товар от одного человека к другому и тем самым удовлетворить потребность каждого.
Таким образом, можно говорить о том, что в экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основным его значением можно назвать следующее: рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Первоначально рынок действительно возник как какое-то конкретное физическое место, как правило, городская или сельская базарная площадь, где проводились акты купли-продажи товаров.
В таком значении рынок существует и до сих пор, однако его роль в современной экономике можно назвать незначительной. По мере развития и углубления процессов общественного разделения труда и специализации, границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялась и его сущность.
2. Становление рынка
Процесс становления рынка сопровождался несколькими условиями:
Первое условия – это процесс разделения труда, который ведет к возникновению специализации и появлению процессов обмена.
Первоначально обмен был достаточно примитивен и, вероятно, происходил так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись [5]. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь наблюдаются первые черты бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, такой обмен был не всегда эффективен, так как интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие процессов обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.
Вторым условием становления рынка можно назвать самостоятельность экономических агентов, или, как принято говорить среди экономистов - обособленность хозяйственных субъектов.
Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности, так как все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого, при этом конкретного товара [7]. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо также третье условие— свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2012. – 342с.
2. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 526 с.
3. Экономика: Учебник / Под ред. Р. П. Колосовой. – М.: Норма, 2014. – 405 с.
4. Экономическая теория: Учеб. пособие /Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2014. – 662 с.
5. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2013. – 714 с.
6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 512 с.
7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.