Фрагмент для ознакомления
2
тогдашний министр обороны Польши Радек Сикорский сравнил с пактом Гитлера-Сталина 1939 года,
С формированием «большой коалиции» правительства консерваторов (ХДС / ХСС) и социал-демократов (СДПГ) и Ангелы Меркель (ХДС) в качестве канцлера в 2005-2009 годах, казалось, что период приоритетных или особых отношений между Германией и Россия подошла к концу. Такие предположения были частично основаны на том, что, хотя канцлер вырос как дочь протестантского священника в коммунистической Восточной Германии и сопротивлялся попыткам вербовки со стороны служб государственной безопасности (Штази), Путин служил офицером КГБ в Дрездене. в период 1985-1990 гг. [1]
В отличие от Шредера, во время своего первого визита в Москву в январе 2006 года она демонстративно встретилась с представителями оппозиции Путину; на встрече с Путиным в Дрездене в октябре 2006 года она выразила обеспокоенность по поводу прав человека в России в связи с убийством журналистки Анны Политковской; в январе 2009 года она критиковала прекращение Россией поставок газа в Украину; в октябре 2010 года она проигнорировала предложение Путина о создании зоны свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока».
Отношения между Россией и США
В 90-е годы прошлого столетия Россия, встав на путь либеральных реформ по принципу США, стерла из своей истории огромную часть своего потенциала в экономическом и политическом смысле. Россия встала на дорогу глобальных потрясений в социальной жизни. Создавая новую политическую и экономическую систему, руководство российского государства взяло за фундамент концепт рыночной демократии, которая была сформирована в США. Вашингтон стал влиять на российскую политику, начал применять разные способы воздействия и на внешнюю политику нашей страны. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что США влияли и на создание внутренней политики сраны в то время [5 , с 125].
Исследования ученых нашей страны говорят о том, что за исключением 1992-1992 гг, отношения между США и Россией были напряженными [7, с. 154]. Как правило, на негативное двусторонне отношение стран повлияла переоценка обеих стран возможностей друг друга, переоценка того, что обе страны смогут пойти друг другу на компромисс. Также среди причин называется отсутствие развития двусторонних отношений в сфере экономики, низкая степень коммуникации России и США в этой сфере, отсутствие банка крупных реализованных проектов. Поэтому связи экономики в отношениях между США и Россией играли незначительную роль.
В конце правления Ельцина в нашей стране отношения между Россией и США стали кардинально трансформироваться. Российское правительство пришло к пониманию того, что если в дальнейшем также следовать за США, это не будет отвечать нашим интересам национальной безопасности. Поэтому в конце 90-х годов наша страна стала создавать свою, более независимую внешнюю политику. Это встречало негативное отношение с Запада (например, Приштинский инцидент).
Когда сменился президент, в нашей стране отношения между Россией и США трансформировались. В начале своего правления В. В. Путин был нацелен на поддержку дружеских отношений с Дж. Бушем-мл. Наша страна выразила отказ от остававшейся со времен СССР радиолокационной станции на Кубе и военно-морской базы во Вьетнаме. Тем самым, Россия показывала свой дружественный настрой, даже не учитывая интересы государства. Данная политика относится еще политике 90-х годов и не несет какого-либо смысла. Также после событий 11 сентября 2011 года отношения между США и Россией стали более крепкими. Президент России первым выразил свои соболезнования и слова поддержки народу США.
В ноябре 2001 года в ходе визита В. В. Путина в США президенты России и США выступили с общим заявлением, в котором было отмечено, что страны не рассматривают друг друга как источник угрозы. В заявлении отмечалось, что Россия и США будут прилагать все усилия, чтобы обеспечивать безопасность и мир на всей земле. Главной угрозой так и оставался мировой терроризм. Запасы ядерного оружия России и США соответствовали целям безопасности на тот момент.
Россия, после нарушения США договора по ПРО от 1972 года, выходит из договора СНВ-2. Последний заменяется Договором между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП). Было предусмотрено на 10 лет право продления и возможностью выхода из договора любого государства.
В 2002 году в США принимается обновленная стратегия национальной безопасности, которая отличается от предыдущего документа. От США на тот момент требовалась новая внешняя политика. Теперь США объявляли себя государством, которое защищало миропорядок и поддерживало ценности своей страны. США крайне важно было утверждение и поддержание свободы слова, демократии, свободы предпринимательства. В стратегии особенно подчеркивалась военная мощь США как способ защиты государства и «свободных и открытых обществ». В данной стратегии уже тогда были мотивы на подчеркивание американской уникальности и исключительности по отношению к другим государствам. И данный подход и является отражение политики, которая проводилась Штатами на рубеже столетий.
В первое десятилетие XXI века взаимоотношения между Россией и США были связаны, в основном, с кризисами. Ликвидация организации Варшавского договора привела к появлению домыслов в нашей стране, что то же самое может произойти с НАТО. А североатлантический альянс начал свое развитие на Восток, к нашим граница, постепенно «набирая» в себя государства бывших членов Организации Варшавского договора, а позже – и республики Прибалтики. Это также отразилось на состоянии общения России и США. И позиция последнего государства была крайне прагматична, так как главная ценность для США – это собственные интересы нации.
Поэтому война в Ираке и свержение Саддама Хусейна, события в Грузии и на Украине сменили правительства в этих государствах и привели к тому, что ситуация на границе с нашей страной стала ухудшаться. Поэтому «Мюнхенская речь» президента России В. В. Путина на Конференции по безопасности в 2007 году – это закономерный итог всех факторов, происходивших по внешней политике России после распада СССР. В речи говорилось, что структура однополярного мира не может быть применима сегодня. США во внешней политике перешло все границы и нацелено на достижение только своих интересов. В. В. Путин говорил о том, что Россия будет стремиться к независимости внешней политики. На что Запад сделал неоднозначную обратную связь. В США опять заговорили о начале «холодной войны». Но официальные лица никак не прокомментировали заявление В. В. Путина [2, с. 64].
В 2009 году в США сменилось руководство. Это давало надежду на то, что отношения между Россией и США вновь станут дружественными. И демократ Барак Обама говорил о том, что имеет цель урегулировать противоречия в действия бывшего президента правления предыдущего президента. Тогда осуществляется вывод войск из Афганистана и Ирака. Закрываются множество тюрем. Происходит налаживание общения со многими государствами. К этим государствам относится и Россия.
Первая встреча нового государственного секретаря США Хилари Клинтон и министра иностранных дел России С. В. Лаврова состоялась в условиях пересмотра отношений с нашей страной, поскольку на тот момент отношения были прохладными. Но ситуация стала смотреть в противоположную сторону, со временем.
Последние мировые события говорили о том, что отношения между Россией и США находятся в состоянии «противостояния». Дружелюбие, которое было непродолжительным после крушения СССР в начале 90-х годов, перешло в агрессию. Тем не менее, развитие сотрудничества между двумя ведущими ядерными сверхдержавами приоритетно и важно для уравновешивания сил на мировой арене. Кризис на Украине является катализатором резкого и глубокого ухудшения коммуникаций между Россией и США, радикального сужения пространства политики не только с целью сотрудничества, но и для выстраивания нормальных политических отношений между странами. Многие эксперты из России и США говорят о международном кризис, который сформировался в связи с ситуацией на Украине, как точечно – конфликт между Россией и США. И на самом деле, несмотря на том, что в основе кризиса находилась конкуренция России и ЕС за принципы торгового и экономического объединения Украины, как только кризис стал острым, лидером в его создании были именно США [7, с. 649].
Но инициаторами конфликтов между нашей страной и США была не только ситуация с Украиной. Последнее только подчеркнуло важность расхождений между интересами правительств России и США. Данный кризис поставил остро вопрос отличия в позициях и принципах наиболее важных групп США и России по широкому уровню вопросов внешней политики. Это были и вопросы европейской безопасности, и организации миропорядка в целом. Противоречия были также и политической и бюрократической системе двух стран. Существовал вопрос и недоверия и соперничества, который есть в ведомствах на уровне национальной безопасности и обороны. В 2013-2015 гг. отношения между нашей страной и США развивались по уровню нисходящей кривой. Сначала сформировался кризис доверия, поскольку сформировалась кризисная внутриполитическая ситуация на Украине, и перешло это в глубокий международно-политический конфликт с элементами военного и политического конфликта. Предпосылки для ухудшения отношений между Россией и США наметились задолго до периода украинского кризиса с острый период и его трансформации в эпицентр конфликта между Россией и Западом [6, с. 241].
В 2012 году и в России и потом и в США стало понятно, что правительство по-разному видит не только политическое содержание диалога между странами, но и распределение ролей между странами. Многие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Иванов А., Статья в интернет-издании "DeutscheWelle" 09.06.2011г., - [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.dw-world. de/dw/article/0,,15144153,00.html
2) «Концерт великих держав» XXI века / Под ред. А.И. Никитина. - М.: МГИМО Университет, 2015.
3) Млечин Л.М. Горбачев и Ельцин. Революция, реформы и контрреволюция. Питер, 2012
4) Пихоя Р. Г., Соколов А. К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х-1991 гг. / Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008
5) Примаков Е.М. Мир после 11 сентября / Е.М. Примаков. - М.: Мысль, 2002
6) Соединенные Штаты Америки. - М.: Географгиз, 2019. - 388 c
7) Уткин А.И. Американская империя / А.И. Уткин. - М.: «Эксмо», 2013