Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Идентичность – результат активного рефлексивного процесса, отражающий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тождественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно.
Самоидентичность можно определить, как способность к самостоятельному выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уни кальности собственного «Я».
Личностная идентичность есть самореферентность, то есть ощущение и осознавание уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных качеств, при наличии своей принадлежности социальной реальности.
Проблематика идентичности — одна из центральных тем и точек пересечения интересов разных наук о человеке. Как ход развития науки во многом связан с развитием общества и отражает его актуальные проблемы, так и исследования идентичности отражают рефлексию исследователей о современной жизни, более того, через идентичность рассматриваются важные черты современной жизни [1]. Так, если на ранних этапах исследования идентичность рассматривалась как закономерный результат развития личности, как следствие его социальной идентификации, то со смещением акцентов в гуманитарной науке и культуре на человека и его внутреннюю субъектность идентичность начинает пониматься как результат усилий человека по сохранению внутренней самотождественности [2]. Появляется понятие «экзистенциальная идентичность» [3], связывающее идентичность с жизненным выбором, совершаемым человеком.
С изменением подходов к изучению идентичности меняются представления о развитии и изменении идентичности. Традиционными в рамках рассматриваемой проблематики являются две объяснительные линии — онтогенетическая и адаптационная. Э. Эриксон, заложивший традицию личностного подхода к изучению идентичности, связывает ее развитие с возрастными периодами [4]. Идентичность меняется как в связи с возрастными особенностями, так и в связи с изменениями контекста существования, жизненного мира индивида. Взрослея и попадая в новые социальные ситуации, индивид для сохранения целостности своей идентичности оказывается перед задачей трансформации ее структуры. Эриксон выделяет ряд возрастных стадий развития идентичности, на каждой из которых перед индивидом возникает новая проблема, требующая переструктуризации эго, новые элементы должны быть интегрированы в имеющуюся структуру, а старые и отжившие — реинтегрированы или отброшены.
Формирование идентичности — это, как правило, не просто процесс роста и постепенного развития и не разовый единичный акт. Идентичность формируется через серию связанных друг с другом выборов. Процесс ее освоения не линеен, и чувство решенности, достижения идентичности может быть разрушено, если ценности, цели и убеждения человека перестают отвечать требованиям жизни — это кризис, который может быть преодолен жизненным выбором [5].
Современный человек сталкивается с неопределенностью мира каждый день, разрешением этой неопределенности могут быть адаптационные стратегии, безопасный выбор, позволяющий выживать в социуме. Но это могут быть и стратегии риска, поиска, выбор нового и неизведанного. Человек стоит перед внутренними вызовами, на которые он вынужден не отвечать, но может ответить, — это прежде всего возможность: «Нет причин, но есть внутренняя необходимость» [6].
Проблема исследования. Повышение интереса к изучению идентификационных процессов обусловлено рядом особенностей постмодернистского общества, таких как усиление миграционных процессов, возросшая мобильность населения, глобализация, распространение анонимного интернет-общения, дающего возможность «примерять» новые социальные роли и идентичности [7].
Кризис идентичности в наше время уже перешел за некие нормативно-возрастные рамки и стал частью всего современного общества [8]. Тем не менее обозначенные проблемы, по нашему мнению, особенно значимы для формирующейся личности, находящейся на этапе становления идентичности, и прежде всего – для студенческой молодежи. Как известно, период обучения в вузе, соответствующий стадиям «отрочество» и «молодость» в периодизации Э. Эриксона, является ключевым для развития идентичности. Помимо изменения социального статуса, период обучения становится для многих студентов временем начала самостоятельной жизни, интимных и семейных отношений, трудовой деятельности, периодом знакомства с профессиональной культурой. Все это приводит к тому, что за относительно короткий период система идентичности подвергается воздействию множества факторов, способствующих ее трансформации [15].
Степень разработанности тематики. Изученность и разработанность тематики находится на низком уровне. Несмотря на большое количество публикаций в этой сфере, в целом, вопросы идентификации личности остаются недостаточно изученными, остается ряд вопросов, которые требуют ответа. Прежде всего, это обусловлено тем, что кризис идентичности возникает при смене жизненной ситуации. В процессе индивидуального развития человек в условиях современного общества, с его стремительными темпами развития, научно-техническим прогрессом, урбанизаций и мобильностью, смена жизненных ситуаций происходит крайне быстро. При каждой смене жизненной ситуации возникает ряд проблем, связанных с идентичностью [9]. Например, кризис идентичности возникает в подростковом возрасте на этапе самоопределения, при окончании школы и профессиональном самоопределении, при выборе работы, построении карьеры, при смене семейного положения, в связи с переездами, при рождении ребенка, при необходимости смены профессии, должности, повышении квалификации, при выходе на пенсию и окончании трудового пути. В каждой из областей есть ряд своих проблем и вопросов, которые требуют детального углубленного анализа и изучения. Сегодня наиболее изученной сферой является идентичность личности, связанная с профессиональным самоопределением и выбором жизненного пути студенческой молодежи. Интерес к этой теме обусловлен, прежде всего, тем, что именно в период юности происходит становление идентичности. В тоже время, личность попадает в кризисную ситуацию, связанную с самоопределением практически во всех сферах жизни: личная, семейная, профессиональная [10].
При анализе разработанности тематики, нами было установлено, что в настоящее время, несмотря на актуальность исследований в этом направлении, методология и диагностический инструментарий для изучения личностной идентичности остаются неразработанными. Методология изучения идентичности приводит к методическим противоречиям в измерении идентичности. В зависимости от методологической логики, методический инструментарий исследования идентичности базируется либо на формальных проявлениях, которые типизируются в статусы или виды (типологический подход); либо в рамках структурно-функционалистской парадигмы (но- мотетический подход). Структурно-функционалистская парадигма предполагает соответствие психодиагностического инструментария каждому структурному блоку идентичности и их взаимосвязи. Однако диагностического инструментария, позволяющего в рамках структурно-функционалистской парадигмы измерять личностную идентичность, не выявлено [11].
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что тщательный анализ и разработка методологии и диагностического инструментария для изучения личностной идентичности в периоды выбора, становления и смены жизненной ситуации, поможет разработать концепцию диагностического исследования личности и восполнить пробелы в методологии психологического исследования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 4. - С. 162–168.
2. Белинская Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 40. - С. 12.
3. Браун О. А., Аркузин М. Г. Динамика системы идентичности личности студентов-психологов // Комплексные исследования человека: психология: материалы VII сибирского психологического форума. Томск: Томский государственный университет, 2017. - Ч. 1. - С. 30–33.
4. Горнякова М.В. Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности // Вестник Красноярского государственного педагогического им. В.П. Астафьева. – 2017. - №2(40). - С.160-164.
5. Горнякова М.В. Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу // Вестник КГПУ. – 2014. - № 3. - С. 192–196.
6. Колантаевская А.С. Динамика идентичности в связи с жизненным выбором // Вестник СПбГУ. – 2017. – Т.7. - №3. – С. 224-234.
7. Мазуркевич А. В., Яницкий М. С., Серый А. В. Темпоральные аспекты трансформации ценностной структуры самоидентичности в условиях кардинальных изменений жизненной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 104–122.
8. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность и ее компоненты // Омский научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 149–152.
9. Муравьева О. И., Литвина С. А., Богомаз С. А. Средовая идентичность: содержание понятия // Сибирский психологический журнал. - 2015. - № 58. - С. 136–148.
10. Никишина В. Б., Петраш Е. А. Изменение структуры профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 1. - С. 42 - 47.
11. Никишина В.Б., Петраш Е.А. Методика исследования личностной идентичности: методология и технология стандартизации // Научные ведомости. – 2014. - №6(177). – С. 254-261.
12. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 4. - С. 116–120.
13. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 43. - С. 12.
14. Трусова Н. В. Профессиональная идентичность и ее составляющие в фазах нормативного кризиса перехода к ранней взрослости // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 9. - С. 83 - 87.
15. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Пелех Ю. В., Маслова О. В., Сокольская М. В., Санжаева Р. Д., Монсонова А. Р., Дагбаева С. Б., Неяскина Ю. Ю., Кадыров Р. В., Капустина Т. В. Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 2. - С. 131–140.