Фрагмент для ознакомления
2
решения. Следует добавить, что овладение приемами и техникой самостоятельной работы – это обязательный фактор развития навыков самообразования. Ученые дифференцируют различные типы самостоятельной работы. Например, российский педагог Е.Я. Голант среди типов самостоятельных работ называл: определение материала по конкретному вопросу, его выбор, дифференциацию, определение приоритетного и неважного, определение аргументов и др.
По мнению российского педагога Б.М. Бим-Бада, с точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
а) фронтальной, где все учащиеся выполняют одинаковые для всех задания. К примеру, они решают одни и те же задачи по высшей математике.
б) коллективной (учащиеся внутри аудитории делятся на отдельные группы).
в) парной. К примеру, при проведении лабораторных практикумов.
г) индивидуальной. Каждый студент выполняет конкретное задание.
Среди наиболее распространённых видов самостоятельных работ Бим-Бад говорит о работе с учебниками, справочными материалами, первоисточниками. Это также решение задач и выполнение их. Написание сочинений, изложений. Студенты могут наблюдать, моделировать и конструировать в ходе самостоятельной работы .
Чтобы оптимальным образом организовать работу с людьми, необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности. Так, было выяснено, что главными новообразованиями студенческого возраста являются саморефлексия, понимание своей уникальности, строительство своих планов на жизнь, способность принимать ответственность , становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» , усиление личностного контроля, самоуправления.
И. А. Гиниатуллин разделяет понятия самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности, рассматривая последнюю как познавательную деятельность, управляемую самим обучающимся, а первую как самостоятельную учебную деятельность «глазами педагога», которая возможна только в рамках обучения (преподавания) .
Как утверждают психологи, самостоятельность как черта характера приобретается и обусловливается социальной средой, в которой живет и развивается человек .
Говоря о самостоятельной работе, необходимо отметить ее существенный категориальный признак - системность .
Рассматривая ее в ценностно-целевом аспекте, мы можем выделить две подсистемы: учебно-познавательную деятельность в период вузовского обучения и самообразование в послевузовский период, на всем протяжении профессиональной деятельности. В рамках первой подсистемы студенты осуществляют самостоятельную работу во всех компонентах учебной работы (аудиторной и внеаудиторной), т.е. это управляемая деятельность.
В этом случае самостоятельная работа рассматривается в развитии, т.е. берется во внимание постепенное увеличение доли самостоятельности в работе студентов, что позволяет перейти на ступень самообразования в последствии.
Исследователи считают, что для успешного развития коммуникативных умений студентов - представителей поколения Z нужно формировать у них критическое мышление, развивать умение доказывать свою точку зрения, находить доводы и факты в аргументации. Для этого необходимо как можно чаще вовлекать их в дискуссии и задания на самостоятельное принятие решений.
Часто проблемы возникают из-за отсутствия навыков самостоятельной работы (неумения конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, логично излагать свои мысли). При этом все реформы образования направлены на то, чтобы студент уже не пассивно потреблял знания, а был активным субъектом, умеющим грамотно сформулировать проблему, найти пути ее решения, доказать правильность результата. Соответственно самостоятельная работа - это основа учебного процесса .
По мнению А.В. Меренкова, С.В. Куньщикова и др ., определение типа организации самостоятельной работы студентом зависит от содержания предмета и формы организации обучения. Границы между такими видами работ являются неопределенными, виды работ могут пересекаться.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы, по мнению Н.Е. Седовой :
1) Полезность выполняемой работы.
Предположим, студент знает, что итоги его работы будут применяться в курсе лекций, в методпособии, в практических занятиях, в публикациях. Тогда он будет по-другому относиться к выполнению самостоятельной работы. Здесь важна психологическая мотиваци учащегося
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бим-Бад Б.М. Самостоятельная работа [Текст] Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002
2) Воронин А.С. Самостоятельная учебная работа [Текст] / А.С. Воронин // Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006
3) Гердт, А. Я. Избранные педагогические труды / А. Я. Гердт. - М.: Изд-во Акад. пед. наук. РСФСР, 1953. - 205 с.
4) Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. —Свердловск, 1990. — 95 с
5) Голанд, Е. Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е. Я. Голанд // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся: ученые записки Казанского пед. ин-та.. - Казань, 1968. - Вып. 67, сб. 2 (ч. 1). - С.32-44.
6) ГречухинаТ.Ю. Воспитательные аспекты самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа в современном образовательном учреждении: теория и практика : сборник научных трудов по итогам Международной конференции, 17-20 марта 2010г. : в 3-х ч. Ч. 1 / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015
7) Дарвиш О.Б. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. —264 с.
8) Зборовский, Г., Шуклина, Е.,проф. Самообразование –парадигма XXI века/ Высшее образование в России. -2003. -No 5.-С. 25 –32
9) КаджиспаровА.Ю. Словарь педагогики. Ростов н/Д., 2005.
10) Комарова З. И. Азбука самостоятельной работы студента-лингвиста : учеб. пособие. —Екатеринбург, 2013. —95 с.
11) Меренков А. В., Куньщиков С. В., Гречухина Т. И., Усачева А. В., И. Ю. Вороткова Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. / Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. –80 с. (стр 9).
12) Немов Р.С. Психология : словарь-справочник. Ч. 2. —М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. —288 с.
13) Самостоятельная работа [Текст] // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / под ред. Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина. – М. : ИКАР, 2009
14) Самостоятельная работа студентов в современном вузе : коллективная монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
15) Седова Н.Е. Самообразование будущих учителей в связи с изменением педагогических дисциплин // Подготовка будущих учителей к воспитательной работе в школе: Межвуз. сб. научн. тр. / Отред. Юсупов. Казань, КГПИ, 2000. -с. 257.
16) Семенова В.Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докл. 2-й Всерос. науч.-практ. интернет-конф. —Саратов : Новый проект, 2013. —С.10—15
17) Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. —М.: Школьная пресса, 2000. —416 с
18) Соловова Н.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. / Методические рекомендации изд. –Самара: Универс-групп, 2016. -15 с.
19) Трофимова Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика, 2016, No 2. –С. 42-50.).(с. 45)
20) Ушинский К.Д. Воскресные школы [Текст] : собрание сочинений / под ред. А.М. Еголина, Е.Н. Медынского, В.Я. Струминского. – Москва-Ленинград : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1948
21) Freire P., Ramos M.B. Pedagogy of the Oppressed. – London: PenguinBooks, 2017